кариатида, кариатиды, жен. (греч. karyatis) (архит.). Человеческая статуя, преим. женская, поддерживающая подъезд, балкон или карниз крыши. Проступили какие-то тяжести - и уступы и выступы; подъезды, кариатиды, карнизы кирпичных балконов. Андрей Белый.
архитектурная опора в виде статуи женщины в длинном одеянии, употреблялась по большей части в античной архитектуре вместо колонны.
(от греч. karyаtides, буквально - жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции)
скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). Кариатиды были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17-19 вв.
|
* * *
скульптурная женская фигура, служащая колонной; самые прославленные кариатиды образуют портик храма Эрехтейон в Афинском Акрополе.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Женская статуя, поддерживающая архитектурный выступ.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
скульптурное изображение стоящей женской фигуры, введённое в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшее собою колонну или пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется КАНЕФОРОЙ. Происхождение слова имеет двоякое толкование. Согласно первому, кариатиды - жрицы храма Артемиды в местечке Кария (Лакония, материковая Греция). Иное объяснение даёт миф, согласно которому жители Карий в Малой Азии совершили предательство во времена греко-персидских войн, вследствие чего всех мужчин перебили, а женщин продали в неволю. Поэтому кариатида - образ увековеченного рабства и позора. В средние века этот архитектурный мотив почти не употреблялся; он снова стал являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В старой литературе кариатидой иногда называют и мужскую скульптуру аналогичного назначения, тогда как подлинное ее наименование - АТЛАНТ. У римлян эта фигура была известна под названием ТЕЛАМОН. Первый этаж особняка П.Н. Демидова на Б .Морской, 43 в средней его части украшают мраморные кариатиды и атланты, поддерживающие массивный балкон (арх. О. Монферран, 1836). В интерьере же широко известны кариатиды Тронного зала дворца в Павловске (ск. И.П. Мартос, 1799).
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. karyatis)
в Греции женская статуя, которая с VI в. до н.э. заменяла в архитектуре колонну. Наиболее известными были к. книдской сокровищницы в Дельфах и храма Эрехтейона в Афинах.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(греч. karyatis), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).
КАРИАТИДА, ы, ж. (спец.). Колонна, опора в здании в виде женской фигуры.
ж.
Опора в виде скульптурного изображения стоящей женской фигуры, поддерживающая
балочное перекрытие (в архитектуре).
— статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собою колонну или пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиною плодов или цветов на голове, то она называется также канефорою. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Самые замечательные из античных К. украшают собою часовню нимфы Пандросы в афинском Акрополе. В средние века К. почти совсем не употреблялись и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения. В новейшем искусстве К. называются не только женские фигуры, одетые или полуобнаженные, поддерживающие балки или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних — amланты.
А. С-в.