колчан, колчана, муж. (ист.). Футляр, сумка для стрел. Лук и колчан за спиной.
, а, м.
Сумка, футляр из кожи, дерева, металла для стрел.
* ► Они, казалося, казаки, но между ими находились и башкирцы, которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам. // Пушкин. Капитанская дочка // *
колч’ан (Быт.27:3 ; Рим.39:23 ; Пс.126:5 ; Ис.22:6 ; Ис.49:2 ; Иер.5:16 ; Иер.51:11 ; Плач.3:13) — сумка для стрел.
м футляр, сумка для стрел. ср.-рус. колчанъ (с 1589 г.) (Срезневский, 15 1259); Сл. Акад., 1792 кал-чан или колчан; Даль, 2, 143 колчан, колчанный. "Слово колчан заимств. от татар с 13—15 вв. после падения Киева" (Огиенко, 1915, 33). По Фасмеру, колчан заимств. из тат. kolcan, kulcan. Он считает неправильным его объяснение Маценауэром из чаг. kalkan щит (2, 298).
футляр для стрел из кожи, дерева, ткани, металла.
КОЛЧАН, а, м. Футляр для стрел.
| прил. колчанный, ая, ое.
м.
Футляр, сумка для стрел.
или тул — мешок или футляр для стрел. Он делается из кожи, шкуры (с мехом), плетенья, дерева (бамбука) и т. д. и обыкновенно — короче стрел, так что из него торчат оперенные задние концы последних (фиг. 1).
Фиг. 1.
Чтобы мешок оставался открытым (не спадался бы и не мял стрел, или их перьев) и из него было удобнее вынимать стрелы, к нему, с внутренней стороны, пришивается обыкновенно вдоль несколько палочек, не позволяющих спадаться даже пустому К. Иногда одна палочка делается несколько толще и длиннее, так что торчит выше края К. и оперенных концов стрел. Обыкновенно такая палочка имеет более узорчатый вид и оканчивается круглой шишкой или изображением какого-нибудь зверя. К этой же палочке прикрепляется перевязь, которой К. держится на плече, или петля — для пристегивания к поясу. У охотничьих народов, например тунгусов, эскимосов и др., кожаный К. убирается бусами, разноцветными полосками шкурок или сукна, ремешками, бахромой и т. д.; у более культурных народов — шитьем и металлическими (даже золотыми или серебряными) бляхами, иногда с художественными изображениями животных, охотничьих и других сцен (у греков, скифов, персов, ассирийцев, египтян, древних русских). У некоторых народов употреблялись колчаны, полость которых была разделена, по числу стрел, на отделения; в XVI-XVII вв. и у русских были так называемые джиды (араб. "джерид") — короткие метательные копья или сулицы, которые носились в особом К. с 3 гнездами, причем в четвертом гнезде помещался еще длинный нож. Кроме стрел, в колчане иногда помещается и лук, например у греков, скифов и других, тогда как у большинства народов, пользующихся стрельным боем, употребляются два мешка: К. и налучье или налушно, как его называли на Руси. Последнее имеет целью предохранить лук, особенно от сырости, которая вредит упругости лука и тетивы; оно делается обыкновенно в форме лука, из кожи, обтянутой материей, украшенной бляхами и т. п. Налучье носилось скифами на поясе, с левой стороны, как и русскими, которые пристегивали его ремнями, бендями или цепочками к сабельному или особому поясу. Общее название для лука со стрелами и их вместилища было у нас саадак или сагадак. Такие налучья (помимо К.) были у ассирийцев, китайцев, тюркских народностей и др. и употребляются еще эскимосами, но у последних они имеют более узкую форму. К. и налучье покрываются иногда, для защиты от сырости чехлами; у русских такие чехлы назывались "токтуями" или "покровцами". Русские (в XVI-XVII вв.) носили налучье на левой стороне, а К. на правой, сзади у пояса (особенно конные, фиг. 2).
Фиг. 2.
Д. А.