ложе, ложа, ср.
1. Постель (книж. поэт. устар.). Брачное ложе. «И к радостям на ложе наслаждений стыдливую склонили красоту.» Пушкин.
2. Русло (реки; книж.). Ложе канала.
3. Деревянная часть ружья или пистолета, к которой прикреплен ствол (спец.).
• Прокрустово ложе (книж.) - мерка, под которую насильственно подгоняют неподходящие под нее явления (по имени легендарного древнегреческого разбойника Прокруста, который клал захваченные им жертвы на свое ложе и обрубал ноги тем, кто оказывался длиннее ложа, а тем, кто короче, вытягивал их).
Прокрустово ложе (книжн.) - мерка, под к-рую насильственно подгоняют неподходящие под нее явления [по имени легендарного древнегреческого разбойника Прокруста, к-рый клал захваченные им жертвы на свое ложе и обрубал ноги тем, кто оказывался длиннее ложа, а тем, кто короче, вытягивал их].
► Из равенства тоже вышло прокрустово ложе. Полонский.
♦ "Ложепеременное спанье", переводил Лесков слово "адюльтер".
л’оже — постель (Рим.7:13 ; Ам.3:12), от простой подстилки (одежды), до постели из слоновой кости (Ам.6:4). Ложа на востоке в древности были низкими и устраивались обычно вдоль стен помещения, в то время как в середине мог быть низкий же стол для еды.
, -а, ср.
1. Специально устроенное для лежания (сна, отдыха) место.
* Жёсткое ложе. *
2. Русло реки.
* Ложе реки. *
3. Деревянная часть ружья, к которой прикреплён ствол.
* Инкрустированное ложе. *
ЛОЖЕ 1, а, ср.
1. Место для спанья, постель (устар.). Брачное л.
2. Углубление, по к-рому течёт водный поток, проходит ледник, а также глубоководная часть водоёма, моря, океана (спец.). Л. реки. Л. ледника. Озёрное л.
ЛОЖЕ 2, а, ср. и ЛОЖА, и, ж. Удлинённая часть ручного огнестрельного оружия, на к-рой укреплён ствол. Л. ружья. Л. автомата.
| прил. ложевой, ая, ое.
(Дезире-Франсуа Log é e) — современный французский живописец; род. в 1823 г., был учеником Пико и вначале занимался изображением сцен деревенского быта, а потом стал писать, кроме того, картины религиозного и историческо-бытового содержания. Соблюдение естественности действующих лиц, их положений, движений и всей обстановки составляет главное достоинство его произведений, из которых лучшими могут считаться: "Смерть Зурбарана" (1850), "Живописец Лесюёр у картезианских монахов" (1855), "Св. Елизавета Французская, омывающая нищим ноги" (1865), "Ангел-кадилоносец" (1876), "Свеча Мадонне, сцена XIII ст." (1877, наход. в Люксанбургск. гал. в Париже) и фрески в церквах св. Петра и Павла, в Сен-Кентене ("Христос между этими апостолами"), св. Клотильды, в Париже ("Крещение Кловиса" и "Св. Клотильда оказывает помощь беднякам") и пресв. Троицы, там же ("Мучение св. Дионисия").
А. С-в.