природа, природы, мн. нет, жен.
1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое мировоззрение, говорит Энгельс, означает сто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. Южная природа. Северная природа. Любить природу. Овладеть силами природы. Человек строит свою жизнь в борьбе с природой. Подражание природе. Закон природы. «Мы пошли на вал, возвышение, созданное природой и укрепленное частоколом.» Пушкин. «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море.» Пушкин. «Куда на выдумки природа таровата.» Крылов. «Меня с малолетства манила неведанная природа.» Пришвин.
| Местность, места внегородских поселений (разг.). «Солнышко взошло, природу осветило.» Крылов. Потянуло на природу.
2. Сущность, основное свойство чего-нибудь (книж.). Природа общественных отношений. Природа человеческого знания. Природа растений.
| Прирожденное свойство, натура, характер (разг.). «Гони природу в дверь, она войдет в окно.» погов. Природа свое возьмет. У него черствая природа.
3. Происхождение, порода (прост.). Купеческая природа. Дворянская природа.
• от природы и (редк.) с природы - от рождения, с начала существования, по прирожденному свойству. он от природы не глуп. Слепой от природы. «пустынник был не говорлив, мишук с природы молчалив.» крылов. по природе - по характеру, по натуре. по природе он добрый человек. Отдать дань природе (книж.) - поступить сообразно своим свойствам. Отдать долг природе - 1) умереть (в этом знач. также с прибавкой: последний долг; книж. устар. ритор.); 2) испражниться (разг. шутл. фам.). «Два раза на день ест и пьет и долг природе отдает.» Полежаев. В природе вещей (книж.) - о чем-нибудь обычном: так и полагается, иначе не бывает. На лоне природы - см. лоно. Игра природы - см. игра.
(от греч. physis, от phyein — возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci — возникнуть, быть рожденным) — то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально — бытие вообще: она есть все (Гете). Сферой, противоположной природе, является дух во всех его проявлениях. Синонимы понятия «природа» — космос, универсум, Все ленная. (Русское слово «природа» образовано от общеславянского «родный» в значении «рождающий», что представляет собой семантическую кальку от латинских и греческих аналогов.)
От природы - по прирожденному свойству
В природе вещей - о чем-либо происходящем, бывающем обычно
От природы и (реже) с природы - от рождения, с начала существования, по прирожденному свойству.
► Он от природы не глуп. Слепой от природы. Пустынник был не говорлив, Мишу к с природы молчалив. Крылов.
По природе - по характеру, по натуре.
► По природе он добрый человек.
Отдать дань природе (книжн.) - поступить сообразно своим свойствам.
► Человек не может не отдать дать природе.
Отдать долг природе
1) умереть (в этом знач. также с прибавкой: последний долг; книжн. устар. ритор.);
2) испражниться (разг. шутл. фам.).
► Два раза на день ест и пьет и долг природе отдает. Полежаев.
В природе вещей (книжн.) - о чем- н. обычном: так и полагается, иначе не бывает.
► Такие явления в природе вещей.
На лоне природы (разг. шутл.) - на открытом воздухе, среди природы.
► На лоне матери-природы сладко отдохнуть ему от тревог житейских. Салтыков-Щедрин.
Игра природы (книжн.) - исключительное, редкое явление, отклонение от обычных физических норм, уродство.
► Её прекрасный голос восхищал всех, как игра природы.
♦ Дочь персидского посла, учившаяся в МГУ в 1947, стоя перед "Явлением Христа народу" в Третьяковке, говорила: вот у нас всегда такая погода (Расск. Е. В. Старикова).
Природа
♦ Nature
Physis древних греков и natura Лукреция и Спинозы – сама реальность с ее независимостью и спонтанностью, с ее способностью к самовоспроизводству и саморазвитию. Тем самым противостоит искусству или технике (как нечто производящее само себя, в отличие от того, что сделано человеком) и божественному (как нечто развивающееся и изменчивое, в отличие от того, что неподвижно). Слово употребляется как в обобщенном (природа есть совокупность природных существ), так и в более частном (природа отдельного существа, иногда называемая его сущностью, т. е. естественная составляющая существа, его, по выражению Аристотеля, «принцип движения и устойчивости») смысле. В обоих пониманиях противостоит сверхъестественному и культуре. Природа это все то, что существует (или производит впечатление существующего) независимо от Бога, если, конечно, не определять Бога как саму природу, и от людей.
, -ы, ж.
1. Окружающий нас мир, не созданный деятельностью человека.
* Загадки природы. *
2. Совокупность особенностей ка- кой-н. местности (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия).
* Природа России. *
3. перен. Совокупность естественных свойств, потребностей человека.
* Природа требует заботы. *
4. Сущность чего-н.
* Природа света. *
|| прил. природный, -ая, -ое.
* Природный газ. Природные свойства. *
♦ От природы. От рождения, по прирождённому свойству.
♦ В природе вещей. Обычно бывающее.
♦ см. сотворение мира
♦ (ENG nature)
(греч. physis, лат. natura)
термин для обозначения того аспекта реальности, в к-ром можно различить изменения. В теологии это понятие применяется в учениях о Троице и христологии для указания на бытие (греч. ousia) или субстанцию (лат. substantia) Бога-Отца или Иисуса Христа.
Syn: натура (уст., кн.), естество (уст.); сущность, характер
ПРИРОДА, ы, ж.
1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
• По природе по характеру, по натуре. По природе он добр.
От природы от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный.
В природе вещей (книжн.) о чёмн. обычном: так и бывает.
| прил. природный, ая, ое (ко 2, 3 и 4 знач.). Природные богатства Севера. Природные ресурсы. Природные условия.
— повременный естественно-исторический сборник, с хромолитографированными и литографированными приложениями и политипажами в тексте. Издавался в Moскве Л. П. Сабанеевым, под редакцией его же и профессора С. А. Усова, с 1873 по 1877 гг., 4 раза в год. Сотрудниками были, между прочим, профессора Бредихин, Мечников, Траутшольд, Анучин, Бекетов, Столетов, Вагнер; Н. А. Северцов, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др. С 1878 г. П. присоединилась к "Журналу охоты" и вместе с ним стала выходить под общим названием "Природа и охота" (см.).
Н. Л.
(φύσις, natura) — понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или сущности (см.); 2) как видимый земной мир, обнимающий в некотором единстве совокупность того, что составляет определяющую среду и основу человеческой жизни, первоначально данную, а не созданную человеком; в этом смысле понятие П. противополагается понятиям искусства и искусственности, гражданственности, культуры и истории. Различие между обоими коренными значениями слова П. особенно ясно в тех случаях, когда они оба в отдельности применяются к одному и тому же предмету, когда, например, говорится о П. красоты (в первом смысле) и о красоте П. (во 2-м) или о П. любви (в первом смысле) и любви к П. (во 2-м). 3) П. называется также низшее материальное начало в самом человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее; в этом смысле П. противополагается духу и нравственной свободе, Богу и особым Его проявлениям относительно человека — благодати и откровению. При ясном различии между тремя значениями слова П. между ними есть, однако, диалектическая связь, образующая единство понятия П. То, в чем существенное определение или естество чего-нибудь (П. в 1-м смысле), необходимо есть и первоначальная, данная ему, а не созданная им основа его видимого бытия (П. во 2-м смысле); оно же в человеке, как существе совершенствующемся, или прогрессивно восходящем, представляет лишь первую, следовательно, низшую ступень его существования (П. в 3-м смысле). В истории философии особое значение понятие П. имеет в его противоположении, с одной стороны, с понятием культуры (в практической философии), с другой стороны — с понятием духа (как в практической, так и в умозрительной философии). В древности софисты выдвинули на первый план различение между тем, что существует по П. (φύσει), и тем, что существует только по положению (Θέσει), т. е. по условным мнениям, обычаям и узаконениям человеческим. В эту область условного они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, отнимая у них, таким образом, всякую внутреннюю обязательность. На долю того, что по П., оставались фактические преимущества силы, умелости, красоты, делавшие для их обладателя все позволенным в пределах возможности. В ином виде различие между природным и условным было понято Сократом (см.) и развито его учениками, особенно Антисфеном, основателем школы киников (см.), который нравственность или добродетель относил к П., как добываемую естественным разумом человека, а условным и ненужным для добродетели признавал все то, что создано исторически, все гражданские и культурные разграничения и учреждения, не исключая даже отечества. Тот же основной взгляд развивали стоики (см.), для которых выражения жить по П., жить по разуму и жить добродетельно были равнозначащими. Под влиянием стоической философии римские юристы развили идею естественного права (см.). В средние века вследствие господствовавшего в миросозерцании метафизического дуализма (см. ниже) и под влиянием новых осложнений права положительного идеи естественной нравственности и естественного права отошли на задний план. С возобновлением их в эпоху Возрождения возобновляется, достигая наибольшего распространения в XVIII в., и социально-моральное противоположение между жизнью по П. как нормальной и жизнью искусственной и условной, или жизнью по культуре, как чем-то недолжным или, по крайней мере, как необходимым злом, которое нужно допускать лишь в наименьших размерах. Этот взгляд имел своих наиболее ярких представителей во Франции; талантливейшие из них — Ж. - Ж. Руссо и Бернарден де Сен Пьер. Современные им германские мыслители Лессинг и Гердер хотя и примыкали в некоторых пунктах к тому же направлению, не могут, однако, считаться его представителями, так как они понимали смысл истории как необходимого возрастания и воспитания человечества, а следовательно, не могли отрицать и значения культуры. XIX в. унаследовал от предыдущего и развивал в различных системах социалистическую идею построения человеческого общества на новых, более близких к П. началах, упраздняющих искусственные и условные учреждения современной цивилизации (см. Социализм). Сюда относилось некоторыми и учреждение брака, и в связи с социализмом возникла проповедь "свободной любви", получившая особенное значение в изящной словесности благодаря высокому таланту романистки Жорж Занд. Отрицание цивилизации во имя естественного разума уже в древности принимало (в кинической и стоической школах) и другое направление, аскетическое, которое возродилось в современной проповеди нравственного и социального упрощения (см. Толстой Лев). Здесь противоположение между природным и историческим достигает своих крайних пределов. Другое, метафизическое, противоположение — между природным и духовным — идет в философии от Платонова учения о двух мирах. Этот дуализм П. и духа, вошедший в христианское мировоззрение как один из его элементов, получил в средние века преобладание, не соответствующее полной истине христианства и вызвавшее законную реакцию в эпоху Возрождения. Но в теоретической философии новых времен прежний дуализм удержался, приняв лишь новые, более отвлеченные и общие формы, особенно в двух наиболее влиятельных системах, картезианстве и кантианстве. У Декарта платоновский дуализм идеального космоса и природной действительности сведен к двум общим началам, определяющим эти области бытия в их существенном различии между собой, а именно к субстанции мыслящей как образующему началу бытия духовного и субстанции протяженной как отличительному началу телесной П. Этот дуализм, значительно ограниченный, но не упраздненный в учениях Спинозы, Мальбранша и Лейбница, уступил с конца XVIII в. свое господствующее положение в философии более глубокому и притом двойному дуализму в учении Канта, противополагающего: во-первых, П. как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе", и во-вторых, природный закон необходимости нравственному закону свободы. Кантианский дуализм постепенно упраздняется в следующих за Кантом германских системах умозрения. У Фихте П. — отрицательная граница для нравственной деятельности чистого я. В первых системах Шеллинга П., в сущности, тождественна с духом, будучи лишь объективной стороной того самого абсолютного начала, субъективная сторона которого представляется духом. У Гегеля П. есть "вне-бытие", или "отпадение от себя", абсолютной идеи как необходимый переход для возвращения ее к себе в духе. Попытки более реального и конкретного синтеза духовных и физических элементов в мире и человеке представляют учение Баадера и позднейшая "позитивная" философия Шеллинга. Эти глубокомысленные попытки остались в тени сначала вследствие господства гегельянства, а потом вследствие начавшейся с конца 40-х годов общей реакции против умозрительной философии под знаменем опытной науки о П. Эта реакция имела оправдание особенно в том, что умозрительная философия недостаточно различала мысль о П. от самой П. как реального бытия, данного в опыте. Натуралистическая реакция достигла своего крайнего предела в популярном материализме 60-х годов (Бюхнер, Карл Фохт), отличавшемся простотой и общедоступностью, но оставлявшем без всякого серьезного ответа все главные запросы философской мысли (см. Материализм). С начала 70-х годов замечается новое, примирительное, философское движение: 1) на почве метафизических принципов, совмещающих свойства духовного и природного бытия, каковы мировая "воля" Шопенгауэра [Хотя этот философ писал раньше († в 1860 г.), но его философия стала общеизвестной лишь около названной эпохи.], бессознательный "все-дух" Гартмана (см.) и т. п.; 2) посредством применения эмпирического метода к метафизическим исследованиям (сочинения Гартмана и др.); 3) путем внесения тех или других философских элементов в общее натуралистическое мировоззрение (неовитализм).
Вл. Соловьев.