субъект, субъекта, муж. (от лат. subjectum-подлежащее).
1. То же, что подлежащее (грам.).
2. В логике - предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.).
3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие (филос.). Объект существует независимо от субъекта.
4. Человек как носитель каких-нибудь свойств (мед., юр.). Болезненный субъект. Субъект права (лицо, физическое или юридическое, которому принадлежат те или иные права и обязанности).
| Вообще о человеке (разг.). Подозрительный субъект. «Уморительные попадаются субъекты.» Чехов. «Это один из тех субъектов, которые называются "жуирами".» Салтыков-Щедрин.
Латинское – subjectus (лежащий снизу, находящийся в основе).
Французское – subject (субъект, предмет).
Слово «субъект» начинает употребляться в русском литературном языке с конца XVIII в.
Слово заимствовано из французского, где subject восходит к латинскому subjectus от subjecere (бросать на себя, обращать в себя).
В современном русском языке субъект:
1. Носитель предметно-практической деятельности; индивид или социальная группа, источник активности, направленной на объект;
2. Физическое или юридическое лицо или лица.
Производные: субъективный, субъективист, субъективировать.
(от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТ, а, м.
1. В философии: познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
2. Человек как носитель какихн. свойств (книжн.). С. права (физическое или юридическое лицо как носитель юридических прав и обязанностей; спец.).
3. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом) (разг.). Подозрительный, странный с. Болезненный с.
4. В логике: предмет суждения.
5. В грамматике: семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния.
| прил. субъектный, ая, ое (к 1, 4 и 5 знач.).
1. Syn: лицо, личность, особа (кн.), персона (кн.), фигура (кн.)
2. Syn: подлежащее
(лат. subjectum).
1) Предмет суждения, логическое подлежащее, по отношению к которому выделяется предикат.
2) То же, что грамматическое подлежащее.
экономический, хозяйствующий (от лат. subjectum - лицо, субъект)
лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство.
Субъект
♦ Sujet
То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат. Нетрудно заметить, что это толкование ничего не говорит нам о природе субъекта, кроме того что он является некоей сущностью (субстанцией) или рассматривается как сущность (индивидуальность).
В современной философии термин «субъект» в основном употребляется в теории познания, учении о морали и даже метафизике. Субъект противопоставляется объекту как познающее познаваемому либо как нечто обладающее желанием и способностью к действию относительно того, на что направлено действие. Таким образом, субъект – это человеческое существо, вернее, определенный способ осмысления предмета человеческим существом, наделенным мышлением. Именно в этом смысле следует понимать «философию субъекта» Декарта, Канта, Сартра и других мыслителей. Субъект – этот тот, кто имеет право сказать про себя: «я», это тот, кто мыслит и действует, имея в виду сам принцип мышления и действия, а не их течение и результат. «Я мыслю, следовательно, существую», – сказал Декарт. Глагол «мыслить» предполагает наличие подлежащего, то есть субъекта. Это своего рода грамматическая метафизика, использующая язык в качестве доказательства или возводящая грамматику в ранг метафизики. С тем же успехом можно заявить: «Дождь идет, значит, он существует». Что не дает нам права считать дождь субъектом.
В гениальной главе своего «Трактата» Юм еще прежде Ницше показал, что мы не обладаем никаким опытом, а следовательно, и знанием подобного субъекта. Все, что нам известно о самих себе, есть не более чем «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой». У нас нет никаких оснований думать, что мы представляем собой нечто иное, чем этот поток восприятий, а следовательно, являемся его глубинной причиной, субстанцией или принципом («Трактат о человеческой природе», I, часть IV, глава 6, «О тождестве личности»). Это одно из немногих сочинений, в котором западная философия, сама того не подозревая, приближается к буддизму. Субъекта нет, как нет и «я», нет и «эго» (анатта), либо они иллюзорны; все сущее есть лишь поток состояний, непостоянство и процесс (пратитьясамутпада (***), т. е. обусловленный продукт). «Существует только страдание, но страдающих нет; действие есть, но нет действующих лиц. За движением нет никакого неподвижного движителя. За мыслью нет никакого мыслителя» (В. Рагула, «Учение Будды», глава 2; см. также главу 6). А есть ли субъект? Есть, но это не более чем верование и иллюзия, не более чем слово, которым нельзя ничего объяснить. Оно обозначает не то, что мы есть, а то, чем мы себя считаем. Не субстанцию, а ипостась. Не нашу истину, а наше незнание (весь комплекс наших иллюзий о себе). Не принцип наших действий и мыслей, а их цепочку, которая опутывает нас как настоящая цепь. Субъект – не принцип, а история. Это понятие означает не нашу субъективную свободу, а наше закабаление.
Из чего отнюдь не следует, что мы должны отречься от свободы. Из этого следует лишь, что субъективность – недостаточное основание для свободы. Освобождает только истина, а она субъектом не является.
Значит, надо говорить не о философии субъекта, а о философии познания. Не о свободе, а об освобождении.
***
В буддизме: взаимозависимость, взаимообусловленность развивающихся и угасающих процессов воспроизводства всего сущего.
в лингвистике относится к деятелю, производителю действия, предмету мысли.
(от лат. subjectum — лежащий внизу, находящийся в основе) — первоначально, еще у Аристотеля, понятие эквивалентное субстанции, с середины XVII века приобретает современный смысл, как обозначение психолого-теоретико-познавательного «Я», индивида, противопоставляемого предмету, объекту. Выступает в этом качестве как «субъект познания», «субъект действия»; человек, как носитель каких-либо свойств.
1) Человек, познающий внешний мир и воздействующий на него своей практической деятельностью;
2) юрид. лицо или организация, обладающие определенными правами и обязанностями;
3) человек как носитель каких-л. свойств; личность;
4) логическое подлежащее, предмет суждения в отличие от мысли о его признаках;
5) грам. подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля.
► лат. subjectus «подлежащее, субъект».
Употребляется с 20-х годов XVIII в. как философский термин. Однако философская дефиниция «человек, познающий мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности» впервые фиксируется в БАС (XIV, 1038-1039). Под влиянием нем. Subjekt проникло в общелитературный язык в значении «человек, способный к чему-л.» (Бирж., 396; Ср.: Сорокин, 435). С 30–40-х годов XIX в. встречается в общем смысле «предмет, всякое лицо, вещь, о коих говорится». Впервые фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 322). Значение «человек как носитель каких-л. качеств; человек, личность» приводится в Сл.Ушак. (IV, 578).
В середине XIX в. слово субъект находилось в профессионально-научном употреблении у медиков и физиологов для обозначения объекта исследования и наблюдения (Сорокин, 435-437). К концу XIX в. закрепилось употребление слова субъект как термина логики – «предмет суждения» (Сл.Чудин. 1894, 826). Лингвистический термин субъект утвердился в первой трети ХХ в. (Сл.Ушак., IV, 578). Ср.: англ. subject нем. Subjekt.
║ Субъективный. Заимств. из фр. subjectif «субъективный». Переоформлено при помощи суф. -н- (Сл.Даля1, IV, 322).
║ Субъективность. Образовано от основы прил. при помощи суф. -ость (Сл.Даля1, IV, 322).
║ Субъективизм. Заимств. из фр. subjectivisme «субъективизм». Фиксируется в Сл. Брокг-Ефр. (LXII, 886).
║ Субъективист. Заимств. из фр. subjectiviste «субъективист». Фиксируется в Сл.Ушак. (IV, 578).
║ Субъективистский. Образовано при помощи суф. -ск- от сущ. субъективист (Сл.Ушак., IV, 578).
См. подлежащее.