танец, танца, муж. (от нем. Tanz).
1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца.
2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка принадлежат к салонным танцам. Классические танцы. Народные танцы. Характерные танцы. Уроки танцев. Школа танцев.
3. Музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Танцы Брамса.
4. только мн. Действие по гл. танцевать в 1 и 2 знач. Сегодня будут танцы. Пойти на танцы.
Франкское – dancon (тянуть, выстраиваться в линию, вытягиваться).
Старофранцузское – dander (танцевать).
Французское – danser (танцевать).
Немецкое – tanzen (танцевать), Tanz (танец).
Польское – tanc (танец).
В русском языке слово начало употребляться с XVII в. Оно было заимствовано из западноевропейских языков через польский.
Изначально существительное употреблялось с суффиксами -ок и -ей. Постепенно «танец» выделилось как литературная форма, «танок» осталось диалектным словом.
В современном русском языке слово «танец» означает «пластические и ритмические движения».
Производные: танцевать, танцевальный, танцор, танцовщица.
ТАНЕЦ, нца, м.
1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца.
2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Т. вальс. Классические танцы. Бальные танцы. Танцы на льду (на коньках). Школа танцев.
3. мн. Увеселительное собрание, вечер, на к-ром танцуют. Ушла на танцы. Вечером в клубе танцы.
| прил. танцевальный, ая, ое. Танцевальная музыка. Танцевальная площадка (танцплощадка).
— О Т., как особом виде искусства, см. Хореография; об общем значении Т. см. Пляска (см.). Простейшую форму Т. для отогнания или умилостивления демонов представляет австралийский Т. вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом завета. На греческих елевзиниях были Т. В древней Мексике во время больших жертвоприношений в честь солнечного бога плясали вокруг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки. Религиозный Т. был в ходу у древних славян; остатки его сохранились в весенних и свадебных обрядах. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Ритуальный Т. требуется некоторыми сектантскими учениями, напр. хлыстовщиной. В Древней Руси танцевали в весенние и летние праздники и на свадьбах. Сохранилось много церковных запрещений "плясбы, гудьбы и песен бесовских", но они не достигали цели. Иоанн Грозный в Новгороде на свадьбе своей племянницы лично увеселял немцев плясками и песнями. Обличительная литература против Т. была очень развита в Европе старого времени. Особенно подробно говорит на эту тему чешский писатель Шимон Ломницкий в монографии 1597 г., со многими ценными бытовыми подробностями. На низком уровне цивилизации пляска, музыка и драма сливаются в одно целое; разделение их происходило постепенно. Драма цивилизованного мира произошла из священного танца Древней Греции. На празднике Диониса жизнь бога вина изображалась в пляске и в песне; из торжественных гимнов и смехотворных шуток развились в Греции трагедия и комедия. Наиболее характерны для истории Т.: 1) круговращательные Т. австралийских дикарей — так назыв. корробори и сходные с ним. Корробори бывает ночью, вокруг костра; пляшут мужчины, поют женщины; руководит Т. и музыкой дирижер. Звуки и движения точно совпадают; танцоры подпрыгивают в высоту, с левой ноги на правую и обратно, размахивают палками или мечами. Мужское корробори имеет воинственный характер, женское — половой; оно происходит перед линией танцоров-мужчин для возбуждения их страстей. 2) Хороводы — также круговращательные Т., преимущественно женские, очень широкого распространения. В их основе лежит важное значение в древности круговращения (пляска вокруг жертвенного костра, символика солнца). Русский хоровод, спартанский хормос, славянское коло входят в состав обрядных. праздничных игр, напр. весной на Троицу, летом на Ивана Купала, на крестинах, на свадьбах, при первом выгоне скота в поле, во время эпидемических болезней. С особенной яркостью солнечное значение круговращательного Т. обнаруживается в некоторых свадебных обрядах; таков, напр., немецкий обычай танцевать вокруг положенного на холме колеса. 3) Пляска вокруг дерева, встречающаяся у многих народов весной, на свадьбах, на ярмарке. Обычай этот стоит в связи с культом древесных духов и с символикой древа мира; см. Зибрта, "Jak se kdy v Cechach tancovalo", 164—165). 4) Поверья и сказки о пляске солнца встречаются у славянских и германских народов, упоминаются у писателей XVII и начала XVIII стол. Чаще всего поверье приурочено ко дню Христова Воскресения. Местами поселяне выходят рано утром на взгорье смотреть, как танцует солнце. По облачности гадают при этом об урожайности предстоящего года. Однородно представление в Риг-Веде зари (Usas) в виде танцовщицы, надевающей наряды. 5) Пляски смерти (см.). 6) пляска св. Витта (см. Виттова пляска). В средние века пляской св. Витта назывался болезненный эпидемический Т. В особенности свирепствовала эта эпидемия в XIV ст. во время "черной смерти", когда танцами и бичеванием старались отвратить бедствие. Литература предмета указана в соч. Зибрта, "Jak v Cechach tancovalo", 49—54. Т. св. Витта стоит в связи с русским народным обычаем опахивания села во время эпидемий (см. "Культур. переживания" Сумцова, 28). 7) Пляски ведьм часто упоминаются в старинных судебных процессах о колдовстве и в народных сказках. Необходимой принадлежностью шабаша была пляска демонов с ведьмами. Сохранилось много старинных рисунков на эту тему, напр. в соч. Олафа Великого, 1550 г. Сюда примыкают древние мифические сказания о пляске богов и демонов, напр. былевые песни о пляске морского царя. 8) В связи с демоническим элементом пляски стоят многие сказки о чудесной дудке, под звуки которой все пляшет (см. Bolte, "Das M ärchen vom Tanze des Mö nches im Dornbush", Берл., 1892, с дополн. в "Archiv f. n. Sprachen", XC). В Германии и в Чехии повести о том, как под звуки чудесной свирели пастуха все плясало, ходили уже в XV и XVI стол. К сказочному пастуху-музыканту примыкают дохристианские образы небесных музыкантов — Пана, Аполлона, инд. Гандарвы и др. В настоящее время собственно народные танцы — казачки, гопаки, трепаки, обертасы, скочни, коломыйки, тарантеллы и др. — отходят на второй план и забываются, уступая место кадрилям, полькам и проч. (ср. Никифоровский, "Очерки Витебской Белоруссии"). "Ломание кадрыля" есть вместе с тем "ломание старожитных обычаев": это замечание приложимо в большей или меньшей мере ко всем европейским народам. При всем том в Европе сохранилось еще множество местных своеобразных танцев с легкой национальной окраской, с разными остатками старины, с чертами древней дохристианской религиозной обрядности, старого рыцарства и др. В фольклоре Т. мало разработан; не разобран обширный материал культурных переживаний, даваемый детскими и праздничными играми.
Литература. Гроссе, "Происхождение искусства" (русск. перев., 1899); Тэйлор. "Антропология" (в изд. 1882 г., стр. 236); Сумцов, "О свадебн. обрядах" (1881); Михневич, "Очерк ист. музыки в России" (1879); Фаминцын, "Скоморохи на Руси" (1889); Фаминцын, "Домра"; Никифоровский, "Дударь и музыка" (в XIII т. "Этнограф. обозр." 1892); "Этнограф. обозр." (см. в "Указателях" танцы); Czerwinski, "O tancach narodowych (1860); Voss, "Der Tanz u. seine Geschichte" (1881); Reisinger, "Die Tanzkunst" (1889); Zibrt, "Jak se kdy v Cechach tancovalo" (1895, обширная монография со многими библиографическими указаниями); B öhme, "Geschichte des Tanzes in Deutschland"; Angerstein, "Volkstänze im deutschen Mittelalter" (1868); Czerwinski, "Die Tänze bei d. Kulturvölkern" (1862); Kuha č (в "Rad jugoslav. Akad. Znan. i um.", 1877); Hecker, "Die Tanzwuth" (1832); Mü llenhof, "Ueber den Schwertertanz" (1871); Frischauf, "Schwerttanz" (в "Zeitsch. d. Vereins f. Volkskunde", 1894, I); Waldau, "B öhmische Nationaltä nze" (1859); "Cesky Lid" (предмет, указатели в 6-ой кн. каждого года): "Этнографич. обозрение" (см. предметные указатели).
Н. Сумцов.
-нца, м. Форма сигнальной деятельности пчел; стереотипное специфическое целенаправленное движение пчелы, посредством которого она передает другим пчелам информацию об источнике корма и его месторасположении; специальные сигнальные движения как форма связи между особями пчелиной семьи.
, -а, м.
1. Искусство пластических и ритмических движений.
* История танца. Мастерство танца. *
2. Ряд движений определённой формы и темпа, исполняемых в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений.
* Народный танец. Бальные танцы. Школа танцев. Венгерские танцы Брамса. Славянские танцы Дворжака. *
3. мн. Увеселительный вечер, на котором танцуют.
* Пойти на танцы. *
вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и выразительных поз человеческого тела, исполняемых в четком ритме. В танце отражается эмоционально-образное содержание музыкальных произведений. Танец — одно из ярких проявлений народного творчества, отражающее традиции, хореографический язык, пластическую выразительность и соотношение с музыкой каждого народа. Танцы делятся на сценические, культовые и бытовые.
(нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца.
Танец
♦ Danse
Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец сопровождается музыкой, а зачастую именно звуки музыки и побуждают нас танцевать. Главное здесь – не мелодия, а ритм, и на этой основе можно дать определение. Танец – это ритмичное движение тела, не преследующее другой цели, кроме красоты движения. Отсюда производимое танцором парадоксальное впечатление свободы (тогда как танец требует немалых усилий), заставляющее зрителей завидовать танцующим и вызывающее в них непреодолимое желание повторять за ними все движения. Что им мешает? Отсутствие толики таланта, самозабвенности и отрешенности от забот.