29 марта 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня

Значения слова цивилизация

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Культурология. Словарь-справочник
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Антропологический толковый словарь
Политическая наука: Словарь-справочник

Словарь Ушакова

цивилизация

цивилизация и (устар., по франц. произношению) Сивилизация, цивилизации, жен. (от лат. civilis - гражданский).

1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (научн.). Дикость, варварство и цивилизация.

2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.

3. только ед. употр. как обозначение современной европейской культуры. «Он был не чужд европейской цивилизации.» Чехов. «Сивилизация - это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь.» Салтыков-Щедрин. «Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо.» Ленин.

Энциклопедический словарь

цивилизация

(от лат. civilis - гражданский, государственный),..

  1. синоним культуры...
  2. Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация) .
  3. Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) .
  4. В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Словарь Ожегова

цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, и, ж.

1. Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

2. ед. Современная мировая культура (в 1 знач.).

3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

Словарь Ефремовой

цивилизация
  1. ж.
    1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
    2. Современная мировая культура, прогресс, просвещение.
    3. Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

цивилизация

   , -и, ж.

   1. Уровень общественного развития и материальной культуры; современная культура развитых стран.

   * Исчезнувшие цивилизации. *

   2. Современная мировая культура.

   * Достижения цивилизации. *

Культурология. Словарь-справочник

цивилизация

(от лат. civilis – гражданский, государственный)

1) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом);

2) синоним культуры, в узком смысле – материальной культуры;

3) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);

4) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация» появилось в ХVIII в. в тесной связи с понятием «культура». В основе категориального различения цивилизации и культуры заключена дивергенция личностных структур человека и структур рабочей силы человека. Воспроизводство рабочей силы, увеличение свободного времени – это признаки цивилизации, а воспроизводство личностных структур человека посредством воспитания, образования – это уже признак повседневной культуры, ее традиций, норм, ценностей.

............

от лат. civilis – гражданский, государственный.

☼ межэтнич. культурно-истор. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие Ц. появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного об-ва от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в 19 в., термин Ц. также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития ("дикость – варварство – Ц."). В 20 в. в трудах Шпенглера, а затем Тойнби сформировалось иное значение этого термина как локальной моно- или полиэтнич. общности с выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция "истор. Ц." (древнеегип., вавилон., греч., рим., кит., инд., визант., мусульманской, ср.-век. зап.-европ. и т.п.). Были разработаны разл. теории и концепции истор. процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных Ц., противопоставляемые теориям глобальной истор. эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин Ц., как правило, используется в совр. научной лит-ре.

Вместе с тем, несмотря на наличие опр. эмпир. оснований для выделения локальных Ц., в науке до сих пор не разработаны единые методол. принципы и критерии для классификации той или иной истор. общности в качестве автономной Ц., что представляется наиболее очевидной слабостью всех теорий Ц. В последние годы получает распространение определение Ц. как локальной межэтнич. общности, формирующейся на основе единства истор. судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в рез-те чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовых и полит. системах, специализир. компонентах и формах хоз. уклада, религиозно-конфессиональных ин-тах, в философии, науке, системах образования, стилистике лит. и худож. творчества и т.п.), при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах этногр. культур народов, составляющих ту или иную Ц. Чаще всего такого рода Ц. складываются на основании длит. вхождения разных народов в состав единого многонац. гос-ва, что задает всем им однотипную традицию ин-тов социал. регуляции (например, Ц. рим. мира, кит. Ц., рос. Ц.) или на основании религ. единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики (мусульманская Ц., ср.-век. вост. и зап.-христ. Ц.) и т.п. Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием именно институциональных средств социальной организации и регуляции, детерминировавших уже и специфику ценностных ориентаций, и принципы социальной консолидации, и пр.

Использование категории Ц. представляется наиболее операциональным при проведении компаративных и кросскультурных исследований разл. региональных истор. сообществ как культурно-истор. типов.

Лит.: Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; История европейской цивилизации в русской науке: Античное наследие. М., 1991; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип истор. процесса // Цивилизации. Вып. 1. М., 1992; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Ерасов Б.С. О статусе культурно-цивилизационных исследований // Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.

А.Я. Флиер.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

цивилизация

 Цивилизация

 ♦ Civilisation

   Слово «цивилизация» имеет два значения – более широкое и более узкое.

   В широком значении цивилизация – нормативная, способная к развитию и иерархически выстроенная совокупность творений человечества. В этом смысле цивилизация противостоит природе (частью которой она вместе с тем является) и варварству.

   В более узком смысле цивилизация есть подмножество указанного множества: совокупность человеческих творений (произведений, технических достижений, институтов, правил, норм, верований, знаний, навыков и т. д.), свойственная данному обществу и отличающая его от природы и других обществ.

   Под влиянием гуманитарных наук, в особенности под влиянием этнологии, в наше время термин «цивилизация» стал практически синонимичным термину «культура». Если настаивать на их разделении, представляется целесообразным оставить за культурой наиболее интеллектуальную часть цивилизации: уровень культуры тем выше, чем лучше мы знаем и ту цивилизацию, частью которой являемся, и все остальные цивилизации.

Антропологический толковый словарь

цивилизация

(от лат. civilis гражданский, государственный) - 1) синоним культуры; 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу) характеризуемая наличием письма и городской жизни. Понятие появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было господствующим, Так, Н.Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизации, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизация, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера цивилизация является заключительной стадией развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы". При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры.

Политическая наука: Словарь-справочник

цивилизация

(от лат. civilis гражданский, государственный)

1) уровень, ступень общественно-политического развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация);

2) конкретная общественно-политическая система в своем существовании, основанная на совокупности конкретных благ и ценностей, определяющих направление ее развития;

3) наиболее полное совпадение норм и правил государства с нормами и правилами гражданского общества, обеспечивающими свободное развитие личности. Это значение цивилизации часто называют цивилизованным государством;

4) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);

5) синоним культуры;

6) в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово цивилизация может быть

Предложения со словом цивилизация

  • Если термин «цивилизация» поднять и распространить на все, что есть общего у человечества в целом, то нам придется либо изобретать новый термин для обозначения самых крупных общностей людей, за исключением человечества в целом, либо предположить, что эти большие, но не охватывающие все человечество группы испарились.
  • Именно эта эпоха (в Египте чуть более ранняя, начиная с IV династии) служит потом символом величия цивилизации, о ней создаются легенды (сказки о Ху фу и чародеях, легенды о Саргоне), ее литература и искусство рассматриваются в качестве образцового в тех цивилизациях, которые продолжают свое существование (египетская, аккадская, очевидно, цивилизация майя).
  • Правда, в отличие от последнего, открывшего своим появлением эпоху катастроф и революций, книга Катасонова может стать одной из вех на пути выхода человечества из того тупика, куда завели его капитализм, денежная цивилизация и «идеалы» Маркса.
  • Но сама псевдопроблема «подталкивания» эволюции для обеспечения насильственного ускорения прогресса может возникнуть только тогда, когда человеческая цивилизация вступает в такую фазу своей естественноисторической эволюции, при которой она оказывается способной со значительной степенью надёжности осуществлять регулирование эволюционных процессов, управление некоторыми их них, а, в конечном счёте, – создавать предпосылки для усовершенствования эволюции.