18 июня 2024
450 тысяч слов
+0 за сегодня

Значения слова счастье

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Фразеологический словарь русского языка
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Педагогический терминологический словарь
Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь

Словарь Ушакова

счастье

счастье, счастья, мн. нет, ср.

1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. «И стала с счастием народа цвесть радость в селах и градах.» Рылеев. «Свободу дайте мне, - найду я счастье сам!» Баратынский. «Пел он воплощение счастья народного.» Некрасов. «Вопрос о личном счастье не прост.» Маяковский. - Шестой уж год я царствую спокойно. «Но счастья нет моей душе.» Пушкин. «Счастьем своим бабьим похваляется.» Чехов. «Мурашкина просияла от счастья.» Чехов. Жить в счастье. «Ты обязан составить счастие женщины, которую ты любишь.» А.Островский.

| То же, как воплощение чувства любви. «А счастье было так возможно.» Пушкин. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она.» Пушкин. «Без любви, без счастья по миру скитаюсь.» А.Кольцов.

2. Успех, удача (преим. случайная). «Солнце не вечно сияет, счастье не вечно везет.» Некрасов. «Не было бы счастья, да несчастье помогло.» погов. У него нет счастья в игре.

3. Участь, доля, судьба (прост., обл.). «Всякому свое счастье.» (посл.) «Такое наше счастье, что на мосту с чашкой.» погов.

4. им. счастье употр. также как сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (разг.). «Да! счастье, у кого есть эдакий сынок.» Грибоедов. Счастье, что всё так удачно получилось.

Иметь счастье с инф. - см. иметь в 6 знач. К (моему, твоему и т.д.) счастью или к счастью (для меня, тебя и т.д.) или на (мое, твое и т.д.) счастье - употр. в знач. вводного слова при выражении удовлетворения по поводу чего-нибудь, для указания на удачу, успех. «Где деться? к счастью, дуб сухой в глаза попался.» Крылов. «Чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.» Лермонтов. Вьюга, на наше счастье, утихла. На счастье чье - чтобы была удача, чтобы повезло (при помощи кого-чего-нибудь). Дайте мне на счастье руку. «Закинуть сеть на счастье на Петрово попытай.» А.Майков. По счастью - то же, что к счастью. «По счастью, близко тут журавль случился.» Крылов. Счастье мое (твое, его и т.д.), что... - удачно получилось для меня (тебя, него и т.д.). Ваше счастье, что вы приехали во-время.

Энциклопедический словарь

счастье
  1. состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.
  2. город (с 1963) на Украине, Луганская обл., на р. Северский Донец, близ ж.-д. ст. Огородный. 13,6 тыс. жителей (1991). ГРЭС.

Словарь Ожегова

счастье

СЧАСТЬЕ, я, ср.

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с.

2. Успех, удача. Во всём с. комун. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.).

К счастью или по счастью, вводн. сл. выражает удовлетворение по поводу чегон.

На счастье 1) вводн. сл., то же, что к счастью. На моё счастье, всё кончилось благополучно; 2) чтобы была удача. Дай руку на счастье.

Твоё (моё, его и т. д.) счастье, что... (разг.) тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что... Твоё счастье, что всё обошлось благополучно.

Словарь Ефремовой

счастье
  1. ср.
    1. Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.
    2. :
      1. Успех, удача.
      2. Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств.
  2. предикатив
    1. О состоянии, когда очень хорошо.
    2. О везении, удаче, сопутствующих кому-л.

Тезаурус русской деловой лексики

счастье

Syn: см. удача

Фразеологический словарь русского языка

счастье

А счастье было так возможно! - выражение сожаления или иронии по поводу упущенной возможности добиться успеха в чем-либо (Из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин ")

На счастье (дать, сделать, сказать и т. п.) - чтобы было счастье, удача у кого-либо

Со счастьем хорошо и по грибы ходить - счастливому человеку всегда сопутствует удача

Счастье без ума - дырявая сума - неразумный, глупый человек не сможет удержать свое счастье, его счастье ненадежно

Словарь антонимов русского языка

счастье

несчастье

горе

беда

злосчастье

Гаспаров. Записи и выписки

счастье

   ♦ Берлиоз говорил: у Мейербера не только было счастье иметь талант, но и талант иметь счастье (Стасов 3, 453).

   ♦ Филологический анекдот из сб. Азимова. Отплывает пароход, в последнюю минуту по трапу вносят старшего помощника, мертвецки пьяного. Проспавшись, он читает в судовом журнале: "К сожалению, старший помощник был пьян весь день". Бежит к капитану, просит не портить ему карьеру. "Поправки в журнале не допускаются, но сделаю, что могу". Назавтра читает: "К счастью, старший помощник был трезв весь день".

   ♦ "Подумайте, нет ли у вас садомазохизма", сказал психотерапевт. — Конечно, Поликратов комплекс: за счастье нужно платить, итд — "А вы уверены, что вы счастливы?"

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

счастье

 Счастье

 ♦ Bonheur

   Довольно широко бытует мнение, что счастье – это удовлетворение всех наших желаний. Однако, будь это так, ни один человек никогда не был бы счастлив, и нам, увы, пришлось бы согласиться с Кантом, утверждавшим, что счастье – «идеал не разума, но воображения». Разве можно представить себе, что все наши желания будут когда-либо удовлетворены? Ведь мир нам не подчиняется, а мы сами чаще всего желаем именно того, чего нам не хватает. Подобное счастье – не более чем мечта, причем мечта принципиально недостижимая.

   Есть и другая точка зрения, согласно которой счастье – продолжительная или постоянная радость. Но может ли радость, всегда внезапная, бурная и преходящая, быть постоянной?

   Счастье нельзя свести ни к пресыщенности (удовлетворенности всех своих пожеланий), ни к довольству (постоянной радости), ни к блаженству (вечной радости). Счастье предполагает продолжительность во времени, как это подметил еще Аристотель («одна ласточка еще не делает весны; один счастливый день не делает человека счастливым»), следовательно, в счастье, как и в любви, есть свои колебания, свои взлеты и падения, свои «перебои» сердца и души. Быть счастливым не значит быть постоянно радостным (кто из нас на это способен?), но это и не значит никогда не быть радостным. Счастье – способность радоваться, не ожидая, что случится что-нибудь особенное, и не рассчитывая на какие-либо кардинальные перемены. Благодаря тому что речь идет лишь о возможности, счастье оставляет место и надежде, и опасениям, и нехватке чего-то важного, и приблизительности, т. е. всему тому, что и отличает счастье от блаженства. Счастье существует во времени как состояние каждодневной жизни. Само собой разумеется, что это субъективное и относительное состояние, настолько субъективное и относительное, что дает повод усомниться в самом его существовании. Однако тот, кто изведал, что такое несчастье, сочтет подобный довод наивным: он отлично знает, хотя бы от противного, что счастье существует. Смешивать счастье с довольством значит перекрывать себе путь к счастью. Смешивать его с блаженством значит вообще отказаться от идеи счастья. Этими заблуждениями больше других грешат подростки и философы. Мудрецы не настолько глупы.

   Итак, счастьем можно назвать – во всяком случае, я предлагаю такое определение – промежуток времени, на протяжении которого радость ощущается как немедленно достижимое состояние. Тогда несчастьем я назову промежуток времени, на протяжении которого радость представляется недостижимой немедленно (иначе говоря, такое испытываемое нами чувство, что мы сможем испытать радость, только если в окружающем мире произойдет какая-либо капитальная перемена).

   Поскольку речь идет не о самой радости, а о возможности радоваться, счастье является воображаемым состоянием. Значит, прав был Кант? Не совсем. Ведь это нисколько не мешает человеку быть счастливым (счастье – состояние, а не идеал), не исключает его способности радоваться (реальное есть составная часть возможного), мало того, служит одной из причин быть счастливым (воображаемое есть составная часть реальности) и радоваться (какое счастье, что меня обошли все несчастья!). Таким образом, радость являет собой содержание (иногда действительное, иногда воображаемое) счастья, как счастье являет собой естественное пристанище радости. Это что-то вроде ларца: никому не нужен сам ларец, нужна хранящаяся в нем жемчужина.

   Просто стремиться к счастью значит совершать серьезную ошибку. Ведь подобное стремление означало бы надежду на завтрашний день, в котором нас нет, и отказ от жизни сегодня. Думать надо о том, что есть, – о работе, действии, удовольствии и любви, т. е. о мире, в котором мы живем. Тогда счастье придет само – если придет, а если не придет, мы будем меньше страдать от его отсутствия. Впрочем, чем меньше мы размышляем о счастье, тем легче оно достигается. «Счастье, – сказал Ален, – это награда, даруемая тому, кто не ищет никакой награды».

Педагогический терминологический словарь

счастье

   понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно.

   Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич):

   1. благосклонность судьбы, удача, везенье;

   2. состояние интенсивной радости;

   3. обладание наивысшими благами;

   4. чувство удовлетворения жизнью.

   Философский анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных компонентов:

   а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и

   б) того, что от него не зависит (обстоятельства, судьба). То в С., что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в ходе ответа на вопрос, в чём заключается совершенство человека, которое ведёт к его С., было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей.

   Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, осн. стремлением которого являются стремление к С. Различия между ними начинались при конкретизации того, что такое С. и как оно достигается.

   С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием С. в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах.

   В философском анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели ещё два:

   1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью? и

   2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. - высшая цель деятельности, хотя и труднодостижимая; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из неё чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идёт о разграничении С. человеческого и сверхчеловеческого (Божественного).

   С. заключается в чувстве удовлетворённости индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определёнными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах С. и несчастья. За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своём желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Счастье одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о С.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 282-283)

Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь

счастье

 СЧА́СТЬЕ

   , -я, ср.

   ◊ Играть (метать, метаться) на счастье. Играть в банк, штос без мошенничества, рассчитывая на счастливый случай.

   ◘ Даже на игорных вечерах отъявленных шулеров передержка и подтасовка не употребляются, и шулера, как они выражаются, играют на счастье, ибо хотя бы они и желали пустить в ход свои способности, однако не смеют делать этого из боязни получить возмездие тут же на месте. А .С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872.

   ◘ Штос метался на счастье. А.С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872. Исправить (поправить) счастье. Отыграться после проигрыша.

   ◘ Вам надо счастие поправить, // А семпелями плохој М.Ю.Лермонтов. Маскарад, 1835.

   ◘ Вам надо счастие исправить // И не мешало бы загнуть

   ♠ Калька с фр. corriger la fortune 'поправлять судьбу, т.е. плутовать в игре'. У Михельсона - поправить счастье 'отыграться после несчастной игры' [Михельсон II: 89].

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово счастье может быть

Предложения со словом счастье

  • Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться, и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приобретут подлинных знаний и богатства.
  • Но при этом понять, что и эти потребности идут не от его сути и отказаться от них, стать выше потребностей и через это обрести и высшее понимание и высшее счастье.
  • Следовательно, нет ни одного человека, с которым нет сопереживания, и нет ни одного человека, с которым нет созвучия, поэтому будет счастье и сожаления исчезнут Если же есть настороженность-тревога в приходе и уходе, то это переживание самоотдачи, для которого необходимо созвучие с другим человеком.
  • Например, когда я спросила своих малайских студентов-мусульман, что такое счастье, их определения включали исламскую концепцию счастья (удовлетворенность, духовные аспекты, баланс между мирскими устремлениями и загробной жизнью), западное понятие счастья (переживание радости или душевного подъема, удовлетворенность и отсутствие отрицательных переживаний), а также понимание счастья в собственной культуре (например, ролевые обязанности в социальной структуре).