02 мая 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова аарон

все
Православный именослов. Справочник по именам и именинам
Культурология. Словарь-справочник
Католическая Энциклопедия
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Гаспаров. Записи и выписки
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православная энциклопедия
Библия: Тематический словарь
Энциклопедический словарь

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

аарон

Горный, высокий (евр.).

2 августа (20 июля) – праведный Аарон, первосвященник, брат пророка Моисея.

Культурология. Словарь-справочник

аарон

(евр. 'aharon, «осиянный»; греч. 'Aotpcov), в ветхозаветных преданиях первый в чреде первосвященников, родоначальник священнической касты. А., сын Амрама и Иохавед из колена Левия, брат Моисея и Мариам Пророчицы, рождается во времена пребывания евреев в Египте; к моменту исхода Израиля ему уже 83 года (Исх. 7:7). Призвав косноязычного Моисея к пророческому служению, Господь велит ему взять А. своим толмачом (4:15-16). В предании роль А. рядом с Моисеем вторична: его призвание опосредствовано участием в миссии Моисея. Во время спора с фараоном и состязания в чудотворстве с египетскими жрецами и волшебниками А. «ассистирует» Моисею, по его знаку являя теургические знамения: на глазах у фараона превращает свой посох в змею, а когда маги фараона делают то же самое, посох А. поглощает их посохи (7:10-12); тем же посохом А. наводит на Египет три первые «казни», всякий раз следуя приказу Моисея (7:14-8:17). Во время битвы с амаликитянами А. вместе с Ором поддерживает воздетые руки молящегося на вершине холма Моисея, что должно обеспечить победу (17:10-12). Позднее А. и его сыновья по велению Господа посвящаются в сан священника и получают исключительное право и обязанность совершать определенные культовые действия (Исх. 28 и 29). Корей и многие другие «именитые люди» требуют равного участия всех в культе (Чис. 16:1-3), но особое избранничество священнического сословия подтверждено двумя чудесами: во-первых, вождей недовольных (Корея, Дафана и Авирона с их домочадцами) поглощает разверзшаяся земля, а мор среди сочувствовавших остановлен только умилостивительным каждением А. (16:24-40); во-вторых, когда по приказу Моисея в скинии (шатре, который был средоточием культа и местом «присутствия» Господа) на ночь оставлены посохи старейшин 12 колен Израиля, то наутро посох А., старейшины колена Левия, найден чудесно расцветшим (Чис. 17). Однако высокий сан А. и его потомков сопряжен с грозной ответственностью. Так, в первый же день исполнения А. и его сыновьями сакральных обязанностей двое сыновей А. (Надав и Авиуд) пожраны «огнем от Господа» за то, что, не дожидаясь возгорания этого таинственного огня, разожгли в своих кадильницах «огонь чуждый» (Лев. 10:1-2);

А. и его оставшимся сыновьям даже не дано оплакать погибших, ибо они не смеют прерывать своего служения. Когда Моисей поднимается на Синайскую гору для общения с Господом, он поручает народ А. и Ору; по требованию народа А. изготовляет золотого кумира в виде тельца, чем нарушает запрет идолопоклонства и навлекает гнев Господа, от которого оказывается спасенным лишь благодаря заступничеству Моисея; Моисей, как «ревнитель веры», обличает в отступничестве священника А. (Исх. 32; Втор. 9:20). Когда же А. (вместе с Мариам) порицает Моисея, ставя ему в вину его брак с «эфиоплянкой» и приписывая себе такое же пророческое достоинство, ему приходится принести покаяние в своем неразумии (Чис. 12:1-11). Как и Моисею, А. не дано войти в «землю обетованную»; смерть постигает его в возрасте 123 лет на горе Ор (по другой версии, — в Мосере; Втор. 10:6), где Моисей снимает с него священнические ризы и облекает в них Елеазара, сына А. и преемника его сана, а народ 30 дней оплакивает умершего (Чис. 20:22-29; 33:38-39). Для поздних библейских авторов А. — «идеальный священник» (Пс. 76:21; Пс. 105:16; Сир. 45:7-27; и особенно Прем. Сол. 18:20-25, где А. — «непорочный муж» и отвратитель гибели от народа). Талмудическая литература особенно подчеркивает в А. черты примирительности, кротости и мягкости. Этот мотив подхвачен и традицией ислама, давшей А. (Гаруму) прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Католическая Энциклопедия

аарон

(древнеевр. имя 'Ahăron, греч. Άαρών, лат. Aaron) — старший брат Моисея, первосвященник. В повествованиях Пятикнижия А. олицетворяет собой священническое сословие. Отношения Моисея-законодателя и А.-священника символически изображают примат Закона Божьего над священством (ср. Исх 4, 14–16; 7, 1).

Моисей и А. вместе уговаривают израильтян поверить Господу, вместе творят чудеса перед фараоном (в рассказах о первой, второй, третьей и шестой «казнях египетских»). Но далее — в рассказах о последних четырех «казнях», о переходе через Чермное море, о странствовании по пустыне — чудеса совершает уже один Моисей. В Исх 32 действия Моисея и А. прямо противопоставляются: Моисей выступает в качестве ходатая и посредника при заключении Завета израильтян с Богом, а А. тем временем, нарушая веления Бога, делает «идола» — золотого тельца, — навлекая на весь народ гнев Божий. Однако грех А. не отменяет священнического призвания ни его самого, ни его детей. А. умирает «на горе Ор, у пределов земли Эдомской», и первосвященнический сан переходит к его сыну Елеазару (Числ 20, 23–29). В НЗ «преходящему священству» А. противопоставляется «вечное священство» Христово (Евр 7, 11–28).

Память А. в Католической Церкви по Римскому мартирологу — 1 июля.

Лит-ра: SeebaІ H. Mose und Aaron: Sinai und Gottesberg. Bonn, 1962; Mulhall M.M. Aaron and Moses. Wa., 1973; Schmid H. Die Gestalt des Mose. Darmstadt, 1986.

М. Селезнёв

Библейская энциклопедия арх. Никифора

аарон

   (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный, и имя общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх 28:1). Сын Абрама и Иохаведы, он происходил из колена Левина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх 4:16, 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх 6:23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр 5:4), Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской (Исх 27:4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх 32:1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т. е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев 10:1-7). Книга Чисел (3:4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертью Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев 10:3). Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 человек наиболее выдающихся Израильтян из других колен. «Все общество, все святы и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис 16:3) — говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис 16:41): «вы умертвили народ Господень», — вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14 700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис 16:42-49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12-ти колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем, Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис 20:12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис 20:28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10:6), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Числ 20:29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р. Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.

Православие. Словарь-справочник

аарон

   первый ветхозаветный первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина, старший брат Моисея, родился в Египте. Он помогал Моисею в освобождении еврейского народа из египетского рабства, являясь перед фараоном как представитель пророка и говоря за него (см. Исх. 4, 14-17); участвовал затем в сорокалетнем странствовании евреев по пустыне, где и был, по велению Божию, поставлен первосвященником. Избрание Аарона в сан первосвященника было впоследствии подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля в скинии перед ковчегом откровения, расцвел только его жезл (см. Чис. 17). Скончался Аарон 123 лет от роду, в 1445 г. до Р.Х., на горе Ор в пустыне, так же как и Моисей, не достигнув земли обетованной в наказание за ропот на Бога (см. Чис. 20, 10). Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви, и звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде. Потомки Аарона в Священном Писании называются «сынами Аарона» и «домом Аарона». По учению апостола Павла (см. Евр. 5, 4-6), Аарон, как первосвященник Израиля, был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви. Память Аарона Церковь чествует в Неделю святых праотцев, перед праздником Рождества Христова.

Гаспаров. Записи и выписки

аарон

   — это имя было в ходу только у евреев и донских казаков (А. Штейнб., 6).

Энциклопедия иудаизма

аарон

   (Агарон) - старший брат Моисея и его ближайший помощник. История его жизни изложена в книгах Исход и Числа; Первосвященник.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

аарон

Аар’он (·возм., высокий, яркий, просвещенный, но точное значение не известно) — старший сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, старший брат Моисея. Был призван Богом в помощь Моисею «как его уста» (Исх.4:16). Ему было 83 года, а Моисею 80 лет, когда они впервые предстали пред фараоном (Исх.7:7). Аарон был первым первосвященником и главой священнического рода израильского народа после постройки скинии и образования регулярного богослужения (Исх.28:1,43). В Кадесе Моисей и Аарон проявили неверие и потому не смогли явить святость Божию (Чис.20:12). За это они не вошли в обетованную землю (см. Мерива). Аарон умер на горе Ор, когда ему было 123 года (Чис.20:23 -29; Чис.33:39). (см. Елеазар, Ифамар)

Православная энциклопедия

аарон

   в переводе с еврейского это имя означает «гора света». Первый первосвященник народа израильского. Старший брат Моисея, которого Ветхий Завет называет «устами Моисеевыми и пророком его» (Исход, 4, 16). Аарон по причине косноязычия Моисея говорил от его имени с народом. У него было четыре сына: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. Аарон и его сыновья были призваны на священство Самим Господом. Однако еще до их посвящения произошло нечто непредвиденное: когда Моисей поднялся на гору, чтобы получить от Бога скрижали Завета, иудеи не стали дожидаться, пока тот получит Закон, а приступили к Аарону с просьбой дать им в путеводители по пустыне одно из языческих божеств. Тот поддался их требованиям, велел им принести золотые украшения и отлил из них золотого тельца, возможно, по образу египетского бога Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исход, 32, 4). Увидев, что народ возликовал, Аарон соорудил жертвенник и объявил назавтра праздник «господу». На следующий день иудеи принесли идолу всесожжения, люди ели, пили и веселились перед новым «божеством». За проявленную слабость Аарон выслушал справедливые упреки Моисея, но поскольку первосвященник быстро раскаялся в содеянном, то он не лишился Божьего благоволения. Там же – на Синайской горе – пророк возвел его в сан великого иерея (первосвященника) с правом передачи первосвященства старшему из его сыновей. Сыновей Аарона Моисей поставил жрецами. Однако вскоре после посвящения двое из молодых людей – Надав и Авиуд – принесли к жертвеннику Истинного Бога чуждый огонь, за что были умерщвлены на месте (Левит, 10, 1–7). Вообще, Аарон был постоянным соратником Моисея и вместе с ним подвергался нападкам иудеев, возмущавшихся по любому поводу. Однажды народ даже стал оспаривать его первосвященство. Последствия этого возмущения были ужасны: зачинщиков поглотила земля, а 250 их сообщников были сожжены огнем небесным. Но это не остановило бунтарей: на следующий день народ снова возроптал на Моисея и Аарона. Тогда Господь сильно разгневался на непокорных: в стане израильтян внезапно умерло более 14 000 человек. Тогда по приказу Моисея Аарон взял с жертвенника кадильницу, положил в нее фимиам, встал между живыми и мертвыми и мор прекратился так же внезапно, как начался. После наказания непокорных первосвященство Аарона было подтверждено Самим Богом. Моисей взял 12 жезлов ото всех 12 колен израильских и положил их на ночь в скинию собрания. На каждом из них было начертано имя основоположника рода. Когда утром пришли посмотреть на то, что произошло с жезлами, то увидели, что жезл Аарона за ночь выпустил почки, расцвел и принес плоды. Этот расцветший жезл иудеи долго хранили вместе с Ковчегом Завета в качестве доказательства того, что первосвященство закреплено за Аароном и его потомками Самим Всевышним. Однако из-за недостатка веры, обнаруженного им в пустыне Син, Аарон не дожил до того дня, когда народ израильский дошел до земли обетованной. Господь велел ему вместе с братом Моисеем и сыном Елеазаром взойти на гору Ор, где первосвященник закончил свои дни на глазах всего народа израильского. Другое место предполагаемой кончины Аарона – гора Мозер, на ней до нынешних дней находится место его погребения. Аарон прожил 123 года, а в память его кончины иудеи каждый год соблюдают однодневный пост. После него сан первосвященника перешел к его сыну Елеазару. Впоследствии иудейских священников часто называли «сынами Аароновыми» или «домом Аароновым» в честь их столь великого родоначальника. Согласно общепринятому летосчислению Аарон родился около 1574 года до Рождества Христова, а умер в 1451 году по новому летосчислению.

Библия: Тематический словарь

аарон

А. Сведения о семье

происхождение:

Исх 6:16–20; 1Пар 6:3-15

Исх 6:20

старший брат Моисея:

Исх 7:1,7

брат Мариам:

Чис 26:59

жена Елисавета:

Исх 6:23

четверо детей:

Исх 6:23; Лев 10:1,6

Б. Его деятельность как проповедника

1. Его одежды:

Исх 28:1-43; Исх 39:1-31

2. Его посвящение:

Исх 29:1-46

3. Его рукоположение:

Лев 8:1-36

4. Его обязанности

учить уставам Божиим:

Лев 10:8-11

приносить установленные жертвы:

Лев 6:9-13

совершать богослужение в день искупления:

Евр 9:7

приносить жертву искупления в особых случаях:

Чис 16:46,47

5. Наследование первосвященства:

Чис 20:25,26

6. Основатель дома Аарона:

2Пар 29:21; Пс 113:10,12; Лк 1:5

В. Важные события

говорил вместо Моисея:

Исх 4:14–16,27:31; Исх 7:1,2

поддерживал руки Моисея:

Исх 17:8-13

сделал золотого тельца:

Исх 32:1-24

спасен молитвой Моисея:

Втор 9:20

вместе с Мариам критиковал Моисея:

Чис 12:1-15

его жезл расцвел:

Чис 17:1-11

ему запрещено войти в Ханаан:

Чис 20:1-12

его смерть:

Чис 20:22–29; Чис 33:38,39

Энциклопедический словарь

аарон

первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея. Об Аароне рассказывается в книгах Исход, Левит и Числа. Память в Православной церкви в неделю святых отец и праотец.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc