Каждый день мы проходим или проезжаем мимо светофоров. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом почему он называется именно так, а, главное, почему выбор создателей пал именно на красный, желтый и зеленый цвет?
История создания этого устройства насчитывает тысячелетия и начинает свой путь еще при царе Хаммурапи.
Во время его правления был издан указ, который запрещал колесницам загромождать проезд ко дворцу. Однако в то время роль светофора выполняло не специальное оптическое устройство, а рабы-регулировщики.
В вечернее время регулировщик вешал на плечо коромысло с двумя средними тыквами, которые заполнялись нефтяной смесью, а затем поджигались через фитиль. Пламя было двух цветов: красного и зеленого. «Живой светофор» регулировал проезд поднятием руки.
В Древнем Риме тоже существовали свои светофоры, однако римляне обошлись без фитилей. Регулировщики использовали красные и зеленые флажки.
В дорожное движение светофоры пришли с железной дороги, поэтому они сначала полностью дублировали железнодорожные семафоры.
Первый светофор, более или менее привычный дня нашего понимания, был изобретен английским специалистом по семафорам Джоном Пиком Найтом. Впервые его детище было установлено 10 декабря 1868 года в Лондоне возле парламента. Светофор закрепили на шестиметровом столбе.
Изобретение Найта имело две специальные стрелки с ручным управлением. При знаке «стоп» они поднимались горизонтально, так же еще был знак «осторожно» - руки, опущенные под углом 45 градусов. А в темное время суток использовали вращающийся газовый фонарь красного и зеленого цветов. Именно в то время светофор был использован впервые не только для автомобилей, но и для пешеходов.
Однако, 2 января 1869 года газовый фонарь взорвался, поранив полицейского, который им в этот момент управлял. Поэтому, конструкцию пришлось изменить и доработать. Но до этого времени впереди было еще 50 лет.
В Америке началась автомобильная эпоха, за которой последовал заказ властей крупных городов на светофоры. Со всех концов США было отправлено около 50 заявок на патент своего изобретения.
Первый автоматический светофор разработал и запатентовал в 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго. В его модели светофора использовались надписи без световой иллюминации «Stop» и «Proceed».
Электрический же светофор изобрел Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити. В 1912 году он разработал, но не оформил патент, светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зеленого цвета.
И только 5 августа 1914 года появился, так называемый, отец современных светофоров.
Основываясь на разработках Джеймса Хога, Американская светофорная компания 5 августа 1914 года в Кливленде, установила 4 электрических светофора. Они имели красный и зеленый сигналы, которые при смене цвета издавали звук. Однако, система еще не была автоматической. Светофорами управляли полицейские. Для них была установлена специальная будка на перекрестке.
Светофоры с желтым сигналом впервые появились в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году. Изобретателями такого светофора стали Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.
В Европе светофоры с использованием трех цветов впервые были установлены Париже и в Гамбурге в 1922 году. В Англии же такие светофоры появились только в 1927 году.
Нынешние светофоры представляют самостоятельные устройства, состоящие из контроллера дорожной сигнализации, а также датчиков транспорта, столбов и опор. Умный компьютер в составе контроллера управляет выбором цвета и регулирует направления движения транспортных средств и пешеходов.
Управление работой светофора уже давно автоматизировано и ведется с выносного пульта управления.
Некоторые считают, что Морган оказал существенное влияние и внес значительный вклад в развитие светофоров оригинальной конструкции, а кто-то считает он был просто одним из инженеров-изобретателей 20 века. Стоит отметить, что он стал первым темнокожим миллионером в США и запатентовал не только светофор.
Как мы уже с вами знаем, выбор цвета тянется еще со времен Хаммурапи. Еще тогда были заложены в основу именно красный и зеленый цвета.
Красный цвет яркий, заметный, огненный. Он вызывает ассоциации с опасностью. Поэтому ему поручено на светофоре сдерживать транспорт и пешеходов.
Желтый цвет – это солнце, тепло. Но не стоит забывать о вероятности перегреве, тогда желтый превратиться в красный. Он символизирует: «Осторожно, не торопись».
Зеленый – это цвет природы. Умиротворение, спокойствие, отдых. Зеленый цвет – это безопасность.
Первый светофор в СССР был водружен в Ленинграде 15 января 1930 года. В столице же светофор появился только в конце 1930 года.
Установка светофоров носила, скорее, пробный характер. И когда было установлено, что это гениальное изобретение для автомобилистов и пешеходов, их установили в количестве ста штук по всей Москве. Это произошло в 1933 году.
Третьим городом России, куда завезли и установили первые светофоры, стал Ростов-на-Дону.