аббат, аббата, муж. (от сирийское abba - отец). Настоятель католического монастыря.
(лат. abbas, abbatic, от др.-евр. abba — отец) — с V в. настоятель муж. католич. монастыря (аббатства). Термин происходит из самой ранней стадии монашества — отшельнической: молодые отшельники обычно группировались вокруг авторитетных наставников, которых называли «отцами». А. вначале выбирался монахами и утверждался епископом. В церк. иерархии занимал место сразу после епископа. Многие аббаты добивались у пап освобождения от власти епископа и подчинялись непосредственно папе римскому. В VIII— IX вв. и позднее титул а. давали по приказу светских государей мирянам за особые заслуги.
(лат. abbas) — глава аббатства, монастыря, относящегося к одному из древних монаш. орденов, таких, как бенедиктинцы, цистерцианцы и др. На ранних этапах истории христ. монашества А. (от арам. abba — отец) называли опытного в аскезе монаха, благодаря своему дух. дару наставлявшего молодых монахов, не будучи при этом их руководителем в церковно-правовом смысле. После распространения общежитийных монастырей (киновий) А. стали называть настоятелей монастырей. Согласно Уставу св. Бенедикта (Regula Benedicti 2, 1; 64, 13 и др.), А. (dominus et abbas) является прежде всего духовным отцом, учителем и пастырем, а потому должен заботиться как о материальном благосостоянии монастыря, так и о спасении душ братьев (Regula Benedicti 2, 33); он избирается братьями и исполняет свои обязанности пожизненно, разделяя их со своими помощниками и прислушиваясь к советам др. монахов. В VIII–IX вв. должность А. становится одной из ключевых в полит. системе ср.-век. Запада. Григорианская реформа вывела А. из подчинения императорской власти. На соборах в Риме (826) и Пуатье (1078) было впервые определено, что А. должен иметь священнический сан; Вьеннский собор распространил это решение на всю Церковь. Однако в связи с тем, что аббатства подчас владели большими материальными ценностями, имели место злоупотребления, когда лицам, не являвшимся монахами, разрешалось пользоваться доходами на правах А. (abbas in commendam). Эта практика была запрещена Тридентским собором.
В ККП 1983 А. приравнен к настоятелю монастыря или монаш. общины.
Лит-ра: Vogue A. de. La communautО et l’abbe dans la Regle de Saint Benoit. P., 1961; Salmon P. L’abbО dans la tradition monastique. P., 1962; Felten F.J. Аbte und LaienКbte im Frankenreich. Stuttgart, 1980; Penco G. La figura dell’abate nella tradizione spirituale del monachesimo // Medioevo monastico. R., 1988, p. 371–385.
, а, м.
1. Настоятель католического мужского монастыря.
2. Католический священник во Франции.
* ► Пьер отошел к другому кружку, где говорил аббат. // Лев Толстой. Война и мир //; Княжна Кубенская приставила гувернера, француза, бывшего аббата. // Тургенев. Дворянское гнездо // *
АББАТИСА - настоятельница католического женского монастыря.
АББАТСКИЙ.
Аббат
♦ Abbé
От арамейского «abba», позже перешедшего в церковный греческий и церковный латинский, – отец. Вольтер заметил в этой связи, что аббатам следовало бы плодить детей, тогда от них была бы хоть какая-то польза… Пожалуй, на сей раз в своей страсти к этимологии он зашел далековато.
Когда-то аббатом называли настоятеля монастыря; ныне называют любого священника, духовного отца монахов или своей паствы. Вольтер упрекал аббатов в богатстве, тщеславии и излишествах. «Вы воспользовались временами невежества, суеверия, безумия, чтобы отнять у нас наше наследство и попирать нас ногами, чтобы разжиреть, высасывая соки из несчастных; трепещите, как бы не наступил день разума» («Философский словарь», статья «Аббат»). Вряд ли он ошибался, говоря о современных ему аббатах. Но сегодня, когда такое множество аббатств стоят пустые или почти пустые, мне нередко случалось, вступая под безлюдные величественные своды Нуарлака, Сенанка или Фонтене (***), с сожалением думать об этом запустении и скудости и, взирая на плоды столь умелого строительного искусства и следы столь очевидной возвышенности духа, чувствовать причудливую смесь благодарности, восхищения и тоски по ушедшему… Настал ли день разума? Он никогда не настанет. Впрочем, если бы Вольтер оказался сегодня среди нас, он наверняка торжествовал бы победу над священниками и инквизиторами. Сколько аббатств смела Революция? Сколько было обращено в фермы и склады, а ныне – в музеи? Монахов все меньше, туристов все больше. И много ли среди последних тех, кто понимает, что недостоин первых? Вместо аббатств мы возводим отели, вместо монастырей – больницы, вместо церквей – школы.
Жалеть об этом не стоит. Но почему наши постройки обязательно должны быть такими уродливыми, безликими и унылыми? Почему они способны так мало сказать душе и сердцу?
Конечно, прекрасно, что мы избавились от инквизиции и церковной десятины, от придворных аббатов и непристойного союза трона и алтаря, от деспотизма и суеверий. Всем этим мы обязаны, по крайней мере частично, Вольтеру и его друзьям. Век Просвещения заслуживает благодарности. Но стоит ли обольщаться по поводу нашей эпохи? Принимать туризм за духовность, искусство за религию, а хобби за искусство? Разве лучше обожествлять «аудимат» – прибор, позволяющий с точностью подсчитать, сколько именно зрителей посмотрело ту или иную телепередачу? Молиться на биржевой индекс ценных бумаг? Поклоняться футбольной команде Франции? Никакой день разума не наступил. Наступил день торжества капитализма, о котором так мечтал Вольтер, но который сегодня подмял под себя все, в том числе рынок культуры и информации. Настал день массовых изданий, чванливого торгашества и всеобщей коммуникации, с нарциссическим восторгом взирающей на самое себя. «Говорите мне обо мне, ибо ничто другое меня не интересует…» И мы готовы всю свою жизнь превратить в бесконечный фильм, транслируемый через Интернет… Это много лучше, чем инквизиция, скажет кто-то. Наверное, так. Но этого все-таки слишком мало, чтобы спасти цивилизацию.
Времена меняются. Сегодня даже мне, вольнодумцу, встреча с аббатом покажется приятным сюрпризом. Надо же, говорим мы себе, нашелся все-таки хоть кто-то, кто не совсем забыл о главном, кто не спешит продать свою жизнь любому, кто больше даст, с кем у меня настоящие разногласия, а не тоскливое раздражение, как с остальными современниками. Бой продолжается. Бой за Просвещение, за права человека, за счастье. Только противники теперь другие. Лишний повод предпринять попытку составления нового «Карманного философского словаря» – именно так поначалу назвал свое творение Вольтер.
***
Нуарлак, Сенанк, Фонтене – названия старинных французских аббатств, основанных в XII в. и продолжающих существовать в качестве действующих монастырей.
♦ (ENG abbot)
(от греч. и лат. abbas, отарамейск. àbba - отец)
настоятель монастырской общины в нек-рых религиозных орденах.
(лат. abbas, от арамейск. або - отец),
АББАТ, а, м.
1. Настоятель мужского католического монастыря.
2. Католический священнослужитель.
| прил. аббатский, ая, ое.