ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | абду́кция | абду́кции | |
Р. | абду́кции | абду́кций | |
Д. | абду́кции | абду́кциям | |
В. | неод. | абду́кцию | абду́кции |
одуш. | |||
Т. | абду́кцией, абду́кциею | абду́кциями | |
П. | абду́кции | абду́кциях |
(abduction - буквально "похищение", "умыкание")
выведение понятия из того категориального ряда, в котором оно закреплено традицией, и перенесение его в другие, множественные, расходящиеся ряды понятий. Этот термин был введен Чарлзом Пирсом для обозначения логики гипотетического мышления. Например, название или метод научной дисциплины "похищается" у определенной предметной области и переносится на другую - так Мишель Фуко создал "археологию знания", хотя собственно археология имеет дело с материальной культурой. Или у науки похищается ее предмет ("язык" у лингвистики, "древнее" у археологии), который становится предметом другой (иногда новообразованной) науки ("сайлентология", "археософия") - см. Концептивизм, Потенциация, Софийные дисциплины. Абдукция перекликается с метафорой, перенесением значения по сходству; но это не поэтический, а логический прием, основанный на расширительной работе с теоретическим понятием.
М. Эпштейн. Из тоталитарной эпохи - в виртуальную: Введение в Книгу книг. "Континент", #102, 1999, 355-366.
М. Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.