авангард, авангарда, муж. (франц. avant-garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.).
| перен. Передовая часть какой-нибудь общественной группы, ведущая за собой массы (книж.). Коммунистическая партия - авангард рабочего класса.
(от франц. avant впереди + garde стража)
передовая, ведущая часть какого-либо коллектива, социальной группы, общества; - политический: часть политического движения или партии, формирующая цели и программы их деятельности, активно участвующая в реализации этих программ.
мотострелковое (танковое) подразделение, высылаемое вперёд от общевойсковой части. На марше А. являются органами походного охранения и высылаются от головных и следующих по отдельным маршрутам полков с целью обеспечить беспрепятственное движение главных сил, не допустить внезапного нападения на них противника, проникновения его наземной разведки в полосу движения охраняемых войск, создать благоприятные условия для их развёртывания и вступления в бой. В наступлении А. высылаются от полков первого эшелона с целью уничтожить обороняющиеся в полосе обеспечения подразделения противника на заданном направлении; при преследовании — уничтожать подразделения прикрытия и задерживать отход главных сил противника.
Голландское – avant-guarde.
Французское – avant-garde.
Итальянское – avanguardia.
В русском языке слово употребляется с начала XVIII в. Причем изначально была распространена форма «авангардия», которая являлась заимствованием из итальянского от avanguardia (или, по мнению некоторых исследователей, из польского – awangardja). Форма «авангард» возникла по аналогии с французским словом avant-garde из avant («раньше», «передняя часть») и garde («охрана, стража, гвардия»). Французское слово было также заимствовано немецким и английским языками.
Таким образом, первоначально в русский язык слово попало с общепринятым значением «передовая часть отряда, передовая воинская часть». В современном русском языке слово «авангард» употребляется как в основном, так и в переносном значении «передовая, ведущая часть какой-либо группы, течения в различных видах искусств (например: «авангардная мода»)», которое возникло в середине XIX века.
Родственным являются:
Чешское – avantgarda (авангард).
Производные: авангардный, авангардист.
(франц. avant - впереди, gard - стража) - название одежды, которая "впереди моды", ультрамодная.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(или Авангардизм)
(фр. avant-garde)
название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.
☼ термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.
В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие — возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учений. В социальных науках — социалистич., коммунистич., анархистские теории.
К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа — новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., "бурж.", "академическим"; в визуальных искусствах и лит-ре — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. "прямого" (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.
Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании.
Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А.
— По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: Футуризм, Конструктивизм, супрематизм, лучизм, "аналитич. искусство", конкр. поэзия, конкр. музыка, Кинетическое искусство, Концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства (см. Абстрактное искусство), наивное искусство, Сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП.
— В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: Кубизм, конструктивизм, "аналитич. искусство", кинетизм, Поп-арт, Оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), Боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. Символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, Хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме.
— Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства — это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, "аналитич. искусство" с его принципом "сделанности" произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (Дадаизм, сюрреализм, лит-ра "потока сознания", алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями).
— В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими "находками" обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п.
— По отношению к полит. движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы.
— С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др.
Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он
— показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения;
— довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва;
— экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства;
— способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники).
Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) "худож. культуры" в основном по следующим направлениям:
1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека;
2) в создании супертехнизированных шоу;
3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности.
Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного ностальгически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом.
Лит.: Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993; Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964; Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; Jaufi H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989.
В.В. Бычков.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
арьергард
♦ "Авангард 1920-х гг. низвергал традицию, авангард 1980-х ей подмигивает" (тезисы И. Бакштейна).
♦ "Авангард авангарда, одержимый всеми неврозами разведчика неверных путей…"
(от фр. avant - впереди и garde - страж) - головная группа кораблей в боевых порядках флота или эскадры, которая могла быть удалена от главных сил или следовать в голове общего строя. После Первой Мировой войны понятие авангард выходит из употребления.
(от фр. avant - впереди и garde - страж) - часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.
, -а,м.
1. Передовая часть войска или флота во время движения в сторону противника.
* Авангард партизанского отряда. *
2. перен. Передовая, ведущая часть общества или какой-н. части общества.
* Авангард современной молодёжи. *
|| прил. авангардный, -ая, -ое.
* Авангардные войска. *
• 'АВАНГАРД'
"АВАНГАРД", направление в зап.-европ. кино 20-х гг., связанное с поисками формальных средств киновыразительности. Наиболее отчётливо "А." проявился во франц. и нем. кино. Во франц. кино разделяется на два этапа, условный рубеж между к-рыми - год смерти Л. Деллюка (1924), чья деятельность критика, сценариста и режиссёра способствовала ориентации франц. кинематографистов на разрыв с коммерч. рутиной и поиски новых путей. Выдвинув понятие фотогении как лозунг борьбы за обновление кино, Деллюк призывал к более непосредств. контакту с совр. реальностью, к расширению и углублению взгляда на мир, к обогащению киноязыка. Среди франц. режиссёров он выделял А. Ганса ("Матерь скорбящая", 1917, "Я обвиняю", 1919, "Колесо", 1923), М. Л'Эрбье ("Эльдорадо", 1920,"Бесчеловечная", 1923) и Ж. Эпштейна ("Верное сердце", 1923) как выразителей новых тенденций. Они вместе с Деллюком ("Лихорадка", 1921, и др.), Ж. Дюлак ("Испанский праздник", 1919, сц. Деллюк, "Улыбающаяся мадам Беде", 1922), Ж. Ренуаром ("Дочь воды", 1924) и нек-рыми др. составили т. н. "Первый Авангард". Для произв. "Первого Авангарда" были характерны установка на поэтич. самовыражение, лиризм, использование зрительных метафор и аллегорий. Для этого применялись разл. технич. приёмы, в т. ч. ускоренная и замедленная съёмка, ассоциативный монтаж, двойная экспозиция и др. Склонность к натурным съёмкам и лирич. восприятие природы закрепили за "Первым Авангардом" также наименование "киноимпрессионизм". Его линия была продолжена в ф. "Прогулка в открытом море" Ж. Гремийона (1926), "Маленькая Лили" (1927) и "На рейде" (1927) - оба А. Кавалканти, "Менильмонтан" Д. Кирсанова (1927), "Зона" Ж. Лакомба (1928), а также в творчестве Ж. Виго, Ренуара, М. Карне и др.
Во 2-й пол. 20-х гг. во франц. "А." возобладали формалистич. установки: технич. приёмы были превращены в самоцель и противопоставлены задачам реалистич. воспроизведения жизни, построения сюжета, создания конкретных человеческих образов. Авангардистские эксперименты приобретали всё более замкнутый, элитарный характер. Ощутимое воздействие на кино оказывали абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Получили хождение теории "чистого кино", "чистого движения", "зрительной музыки" и др.; их пропагандировала в своих статьях Дюлак. Создавались ф., представлявшие собой либо формальные эксперименты в области пластич. композиции и ритма ("Механический балет", 1924, реж. Ф. Леже; "Игра отблесков и скорости", 1925, реж. А. Шомет; "Пластинка 927", 1929, реж. Дюлак), либо иррациональное чередование образов с фрейдистской подоплёкой ("Эмак Бакиа", 1927, и "Морская звезда", 1928,- оба реж. Мэн Рея, и получивший широкую известность ф. "Андалузский пёс", 1928, реж. Л. Буньюэля по его же сц. с С. Дали). Под влиянием дадаизма был создан ф. "Антракт" (1924, реж. Р. Клер), под влиянием сюрреализма - "Раковина и священник" (1928, реж. Дюлак) и "Золотой век" (1930, реж. Буньюэль), в к-ром отчётливо звучали антибурж. бунтарские мотивы. Влияние эстетики конструктивизма чувствуется в фильме Э. Деслава "Марш машин" (1929). Картины "Второго Авангарда", как правило, создавались вне системы коммерч. кинопроиз-ва, но мн. режиссёры, ставя ф. обычного типа, вводили в них авангардистские мотивы и эпизоды: "Призрак Мулен-Ружа" Клера (1925), "Деньги" Л'Эрбье (1927) и др. К кон. 20-х гг. франц. "А.", исчерпав себя, прекратил существование как худож. течение, однако найденные им приёмы и средства экранной выразительности получили распространение во Франции и за её пределами.
"А." в нем. кино начался с экспериментов в области абстрактного фильма. X. Рихтер в серии к/м лент "Ритм-21" (1921), "Ритм-22" (1922) и др. сделал попытку придать движение беспредметным живописным композициям, соединяя зрительный ритм с музыкальным. В том же направлении работали В. Эггелинг ("Диагональная симфония", 1922), В. Рутман (серия "Опусы", 1922 - 25), О. Фишингер (серия "Этюды". 1926 - 1928). Эти ф. побудили к аналогичным экспериментам представителей франц. "А.". Между тем нем. авангардисты эволюционировали в сторону документализма, ко всё большей жизненной и социальной конкретности. Важными вехами на этом пути стали "Берлин, симфония большого города" Рутмана (1927), "Инфляция" (1927) и "Гоночная симфония" (1928) Рихтера. На эволюцию нем. "А." оказала влияние теория и практика сов. док. кино.
В 1947 в США был создан под общим рук. Рихтера эксперим. ф. "Сны, которые можно купить за деньги", где отдельные новеллы принадлежали представителям "А." 20-х гг. Леже, М. Дюшану, Мэн Рею, М. Эрнсту и самому Рихтеру. В 1951 Рихтер выпустил ф. "Тридцать лет экспериментов" - обширную антологию "А.".
"А." способствовал в 20-е гг. утверждению кино как иск-ва. Он помог расширению возможностей игрового и док. кино. Опыт абстрактных ф. в известной степени был использован в мультипликации.
Деллюк Л., Фотогения кино, (пер. с франц.), М., 1924; Садуль Ж., История киноиск-ва от его зарождения до наших дней, пер. с франц., М., 1957; Теплиц Е., История киноиск-ва, т. 1 - 1895-1927, пер. с польск., М., 1968.
В. И. Божович.
АВАНГАРД, авангардизм – стремление порвать с реалистическим искусством, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям. Модернистские установки – отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.
см. авангардизм
войсковое соединение, часть или подразделение, следующее на определенном расстоянии впереди главных сил в качестве органа походного охранения на марше. А., высланный в сторону противника при фланговом марше, называется боковым. Задача А. — обеспечить охраняемым войскам беспрепятственный марш, не допустить внезапного нападения противника, захватить выгодные объекты или рубежи на местности и обеспечить главным силам выгодные условия вступления в бой. Состав А. зависит от обстановки и задач, которые ему предстоит решать.
Syn: передовой отряд, форпост, аванпост, фас, фронт, фасад
Ant: арьергард
АВАНГАРД, а, м.
1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил.
2. перен. Передовая, ведущая часть какойн. общественной группы. В авангарде демократического движения (впереди, в первых рядах).
| прил. авангардный, ая, ое.
(передовая, или головная, охрана) — название отряда, который войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние вперед с целью ограждения себя от разведок или от нечаянных нападений противника, а также для добывания о нем ближайших сведений. Сила и состав А. должны соответствовать численности и составу наступающих войск, равно как и условиям местности. Главною составною частью его обыкновенно бывает пехота; полевая артиллерия придается лишь более крупным А.; но конница в А. необходима и приобретает тем большее значение, чем более открыта местность, по которой отряд двигается. В А. отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск; удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно численности последних. А., с своей стороны, обеспечивает себя либо патрулями, либо передовыми и боковыми отрядами, тоже высылающими вперед и по сторонам отдельных разведчиков. В обязанности А. входит также и возможное устранение препятствий, могущих встретиться на пути следования войск. В боевом порядке (ordre de bataille) A. называется тот отряд (обыкновенно состоящий из всех трех родов оружия), на который возлагается завязка сражения и прикрытие развертывания главных сил для битвы. От него же отделяются части войск, необходимые для сторожевой службы. При действиях оборонительных название А. часто заменяют названием передовая линия. Начальник А. может иметь решающее влияние на ход событий, так как по его инициативе завязываются авангардные дела, в которые зачастую главнокомандующий вынужден бывает ввязаться с остальными силами своими, даже если бой завязан был вопреки его намерениям. Поэтому в начальники А. следует выбирать таких людей, которые отличаются верным взглядом, осмотрительностью и хладнокровием. В случае отступления А. обращается в арьергард.