авария, аварии, жен. (итал. avaria).
1. Повреждение судна, самолета, вагона и т.п. в пути или в месте стоянки. Морская авария. Потерпеть аварию.
| перен. Неудача (разг. ирон.). Он в своей жизни потерпел не мало аварий.
2. Убытки, причиненные аварией судна (юр.).
(от итал. avaria - повреждение, ущерб)
1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы;
2) в морском праве: убытки, возникшие в связи с намеренно (общая авария) или ненамеренно (частная авария) нанесенным судну, грузу, ущербом.
происшествие, в результате которого повреждена или разрушена техника, без гибели людей.
Итальянское – avaria.
Французское – avarie.
Арабское – áwär (повреждение).
В русском языке слово авария употребляется с середины XVIII в. К этому времени оно было уже широко известно в Европе: немецкое – Havarie, испанское – averia и др. В русском слово является заимствованием из романских языков – итальянского или французского.
Исследователи склонны считать, что первоисточником является арабское слово áwär – «портиться», «повреждаться». До конца XIX в. «авария» произносили с ударением на третьем слоге. В современный русский язык слово пришло со своим первоначальным значением: «поломка, повреждение какого-либо механизма».
Родственными являются:
Польское – avaria (авария).
Украинское – aeapia.
Белорусское – аварыя.
Чешское – havarie.
Производные: аварийный, аварийка.
происшествие без гибели людей, когда повреждены или разрушены объекты, вооружение, техника, которые невозможно использовать по назначению.
(итал. avaria, от араб, авар — повреждение, ущерб)
выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины и т. п. Термин используется в дорожно-транспортных экспертизах.
повреждение, причиненное судну или грузу, перевозимому на нем. Под понятие аварии торговое (морское) право подводит обычно всякого рода расходы или убытки, которые были понесены кораблем или грузом во время морского плавания и не могли быть заранее предусмотрены.
На практике различают следующие виды аварий:
а) Авария малая — мелкие убытки, вызываемые входом судна в порт и выходом из него: различные портовые сборы, лоцманская привальная и отвальная плата и т. п. Эти расходы несет обычно только судохозяин;
б) Авария частная или простая — создается убытками, которые причиняются судну или грузу и происходят от действия сил природы или неосмотрительности человека; напр. потеря якоря, каната; падение кипы товара за борт и т. п. В этом случае убытки несет обычно владелец погибшего или пострадавшего имущества;
в) Авария общая или большая — убытки, причиненные уничтожением или порчей одних вещей для сохранения остальных ввиду общей опасности, угрожающей судну или грузу, напр. выброшена за борт для общего спасения часть груза и т. п. В этом случае убытки распределяются обычно между всеми владельцами сохраненного судна или груза на нем, пропорционально ценности сохраненного;
г) Авария взаимного вреда — убытки, являющиеся последствием столкновения судов или порчи одним грузом — другого. Здесь каждый владелец возмещает вред, причиненный другому.
починка
♦ "Христианство, а потом раскольничество начинались в расчете на скорый конец света, а потом переходили на аварийный режим: это и был мораторий страшных судов".
(от итал. avaria - повреждение,ущерб)
1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы;
2) в морском праве - убытки, возникшие в связи с намеренно (общая авария) или ненамеренно (частная авария) нанесенным судну, грузу ущербом.
разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ (закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов")
повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водо-потребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".)
Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Источник: ГОСТ Р 12.3.047-98
(экологическая, А.) — выброс производственным объектом в окружающую среду в особо больших количествах загрязняющих веществ (химических, радиоактивных и др.), что делает его последствия опасными для людей, а также для других живых организмов. Вероятность А. возрастает с повышением мощности предприятий и усложнением технологических схем. По этой причине в мире в последние годы возросли количество А. и их масштабы. На частоту А. в РФ влияют и моральный, и физический износ оборудования.
А. постоянно сопровождают транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, что вызывает загрязнение почв и надземных и подземных вод (включая моря). Ежегодно в РФ происходит более 20 крупных А. на магистральных и до 40 тыс. на внутрипромысловых нефтепроводах. В последние годы участились А. при перевозке нефти морскими судами.
А., повлекшие трагические последствия, называют катастрофами. О масштабах промышленных катастроф, произошедших в мире в XX веке, можно судить по данным, приведенным в табл. 1 (см. также Чернобыль, Кыштым).
Accident
нарушение эксплуатации ядерной установки (например, атомной станции), при которой произошел выход радиоактивных материалов и/или ионизирующих излучений в количествах, приводящих к значительному облучению персонала, населения и окружающей среды.
1) разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасносм производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техноеггное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудоания и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окоужающей среде. Авария может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом (разливом) радиоактивных, химических и биологических веществ, приводящих, собственно, к радиоактивному загрязнению, химическому, биологическомузаражению окружающей среды, к радиоактивному облучению (химическому и биологическому) поражению персонала и населения;
2) ситуация (в биосфере или техносфере), в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонение состоняия здоровья человека и (или) состоняия окружающей среды от их среднестатистического значения.
, -и, ж.
Нарушение в работе какого-н. механизма, устройства или машины во время работы, движения, а также катастрофа, вызванная этим нарушением.
* Автомобильная авария. Попасть в аварию. *
|| прил. аварийный, -ая, -ое.
* Аварийный сигнал. Аварийная обстановка. *
разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и/или выброс опасных веществ. Крупная авария (как правило, с человеческими жертвами) является катастрофой.
повреждение самолета, танка, автомобиля, корабля.
‘происшествие’
Syn: нарушение, непредвиденный случай, ошибка, повреждение, поломка, крушение, неисправность, катастрофа
(итал. avaria, от араб. авар - повреждение, ущерб), выход из строя, повреждение какого-либо механизма, устройства, машины и т. п. во время работы, движения. В переносном смысле - несчастный случай, неудача.
АВАРИЯ, и, ж. Повреждение, выход из строя какогон. механизма, машины, устройства во время работы, движения. Потерпеть аварию (также перен.: о неудаче, провале какогон. дела, предприятия).
| прил. аварийный, ая, ое. А. сигнал. Аварийная служба.
— в обширном смысле понимаемая, означает всякого рода убытки, претерпеваемые в море или порте кораблем или вообще судном. Точным образом поставленная во французском законодательстве при Людовике XIV, А. составляет вопрос, изучаемый в торговом праве. А. различают как большую, или общую, (Avarie grosse), и частную, или особенную (A. particuli è re). Под большою, или общею, авариею разумеют все убытки, которым подвергается судно ради спасения груза или самого судна, напр. если шкипер, застигнутый бурею или закинутый на мель, найдет нужным выкинуть часть груза за борт или будет ограблен врагами или морскими разбойниками и т. п. Частная, или особенная, А. касается отдельных убытков, которым подверглось данное судно, если пришлось для спасения груза заплатить за оказанную помощь или если он потерпел убыток от столкновения с др. судном и т. д., причем шкипер обязывается в первом на пути его порте подать установленную декларацию или морской протест для констатирования убытков, для чего и действуют в портовых городах специальные органы — диспашеры. Такое констатирование обеспечивает возможность как дальнейшего судебного рассмотрения, если таковое потребуется, так и получения страховой суммы, если судно было застраховано (см. Страхование морское). Согласно почину франц. права почти все европ. законодательства имеют довольно схожие постановления. Общегерм. торговый устав (Allg. D. Handelsgesetzbuch) в ст. 702—735, 622 и 849 дает определения, близкие к имеющимся в Code de commerce. Русское законодательство на основании устава 1781 г., дополненном и изложенном в торг. уставе (т. XI св. зак. ст. 1068—1134), точно так же различает большую аварию, указывая убытки, от нее происходящие, платить всем участвующим в ценности корабля, товара или груза и указывая расчисление примерного расчета, — от аварии взаимного вреда, при которой ответственным по вознаграждению должно считать признанного по суду виновным в причинении убытка. Хотя все законодательства во многом сходствуют, тем не менее, являются различия в подробностях и методах разбирательства, почему в новейшее время хлопочут — особенно Англия — о создании общего международного законодательства об А. Для этой цели уже пять раз созывались международные конгрессы: в Глазгове (1860), Лондоне (1862), Йорке (1864), Бремене (1876) и Антверпене (1877). Последний, основываясь на соглашениях 1864 г., выработал 12 главных пунктов, назвав их York and Antwerp. rules, с которыми, однако, не согласился английский Ллойд.