(евр. 'abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от Ш-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Господа, заключивший с ним «Завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от Бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17:5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11:28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24:2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности Божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны — временем ночи, что огонь гасится водой, вода — дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространенный фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) — все имеет свой предел, кроме Бога-Творца (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 38,13 и др.), и А. в акте сознательного выбора предпочитает этого Бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит А. в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, А. оказывается жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашенного астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от А. поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскаленную печь, из которой А. вызволен Богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14:1, Pesikta rabbati 33 и др.) (мотив печи, параллельный преданию о трех отроках, в применении к А. основан на игре слов или лексическом недоразумении, т. к. «Ур Халдейский» читается по-еврейски и как «огонь халдейский»). В этих легендах А. — прототип мученика веры; в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ уверовать весь дом «сожжен огнем с небес», — рассказывает памятник позднеиудаистической аиокалиптики «Откровение Авраама». В других текстах рисуется, как А. учил познанию Бога мужчин, а жена его Сарра — женщин. Взгляд на А. как на первого совершителя акта веры и постольку «отца верующих» воспринят христианством (Быт. 12:3; Гал. 3:6-9). По велению Господа А. на 75-м году жизни отправляется вместе с женой Саррой, племянником Лотом, с имуществом и своими людьми в Ханаан (Быт. 12:5), где ведет жизнь патриархального главы рода скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и т. д.) связываются библейским повествованием с маршрутами его кочевий и с местами новых откровений Господа, неоднократно подтверждающего Свою милость к нему. В голодное время А. переходит в Египет, где с наивной хитростью выдает Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует ее в свой гарем. Сарра действительно оказывается у фараона, но ее целомудрие чудесно защищено Богом, и напуганный фараон торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны (12:11-20). Раздел ареалов кочевий между А. и Лотом закрепляет за А. Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там жертвенник Господень (13:7-18). Затем А. выступает как герой-воитель: во главе своих вооруженных слуг он успешно совершает поход против царя Элама и союзных с ним царей, чтобы освободить плененного Лота (14:14-16). По возвращении он получает от Мельхиседека жреческое благословение и дар хлеба и вина (для христианской традиции - прообраз Причастия), отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства десятую часть добычи (14:18-20). Между тем А. тревожит его бездетность: он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Господь обещает ему потомство. Сарра предлагает А. «войти» к ее рабыне Агари, с тем чтобы зачатое дитя считалось ребенком госпожи; так рождается Измаил. Следует новое явление Господа, по своей значительности превосходящее все предыдущие, сопровождающееся требованием ко всей жизни А.: «ходи предо Мною и будь непорочен» (17:1); Господь заключает с А. «Завет вечный», наследниками прав и обязанностей которого будут потомки А. не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком «Завета» должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17:10-14). Бог еще раз приходит к А. в виде Трех Странников (Ангелов), встречаемых А. и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством (христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности Божества, с чем связана, между прочим, иконография Троицы у Андрея Рублева); Он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (18:9-15). От А. трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми городами Содомом и Гоморрой; А. заступается за грешников и последовательно испрашивает помилование всякому городу, в котором найдется 50,45, 40, 30, 20 или хотя бы 10 праведников (18:16-32). Эпизод посягательства Авимелеха, царя Герарского, на целомудрие Сарры (20) представляет собой полное соответствие столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Господа случается невозможное: у столетнего А. и девяностолетней Сарры рождается сын Исаак. Конфликт из-за прав первородства (Измаил — старший, но Исаак — вполне законный и притом получивший особое благословение от Бога) приводит к изгнанию Агари и Измаила (21:9-21). Трагическая кульминация пути А. как «друга Божьего» — испытание его веры: теперь, когда у А. есть, наконец, Исаак — единственная надежда на продолжение рода (т. к. Измаил отослан), А. должен отказаться от этой надежды. Бог требует: «возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения» (22:2). А. повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической иронии. «И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: Отец мой! И сказал тот: Вот я, сын мой! И сказал он: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? И сказал Авраам: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (22:7-8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике и А. поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, Ангел останавливает жертвоприношение; вместо Исаака в жертву идет запутавшийся рогами в зарослях баран (22:9-13). А. вознагражден за верность новым благословением себе и своему потомству от Господа (22:15-18). После смерти Сарры А. женится на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него рождается еще 6 сыновей. А. умирает в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» (25:8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела. Библейский образ А. сонмещает ряд граней. Это горой — родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры — различных арабских племен; через своего внука Исава (сына Исаака) — прародитель эдомитов; с ним связано (через его племянника Лота) происхождение моавитян и аммонитян. В рассказах о заключении Завета с Господом, об установлении обрезания и т. п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец, в своем гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Быт. 24) он являет собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая мифологизация образа А. в позднеиудаистической литературе усиливает черты культурного героя (А. оказывается первоучителем астрономии и математики, изобретателем алфавита и т. п.).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(древнеевр. ‘Abraham, греч. Άβραάμ, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх.
В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. 17 Книги Бытия Бог дает Авраму новое имя: «Авраам». Согласно генеалогиям Книги Бытия, А. — дядя Лота (прародителя моавитян и аммонитян), отец Измаила (прародителя арабов), дед Исава (прародителя идумеев) и Иакова (прародителя евреев).
Рассказ об А. начинается с того, что Бог велит А. покинуть родину (Месопотамию) и идти в чужую страну — Палестину, обещая, что отдаст эту страну потомкам А. Несмотря на то что Сарра, жена А., бездетна, Бог вновь и вновь заверяет А., что Сарра родит ему сына. А. поверил Господу, и «Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6; впоследствии эти слова будут исключительно важны для богословия ап. Павла — Рим 4, 3–5, Гал 3, 6–7), и происходит чудо: у столетнего А. рождается сын Исаак. Однако в гл. 22 Книги Бытия Бог велит А. принести сына в жертву. А. безропотно подчиняется; в последний момент посланный Богом ангел спасает Исаака. Этот рассказ столетиями привлекал к себе внимание иуд. и христ. экзегетов. В христ. богословии жертвоприношение Исаака стало прообразом крестной жертвы Сына Божьего. А. — один из любимых героев иудео-эллинистической лит-ры, мидрашей и апокрифов. К началу н.э. наименование «дети Авраама» или «сыны Авраама» сделалось привычным обозначением евреев как народа Божьего (ср. Мф 3, 9). Однако в Рим 4, 11–12 ап. Павел называет А. «отцом всех верующих», независимо от их происхождения и соблюдения ими евр. закона. Поэтому Божье обещание, что А. станет «прародителем многих народов» и «благословением для всех народов земли», понимается в христ. экзегезе как предвозвещающее обращение всех людей к Богу А. (Гал 3, 8).
За пределами Библии А. не упоминается в древневост. текстах; упоминания об А. у эллинистическо-рим. авторов зависят (непосредственно или опосредованно) от иудео-христ. традиции.
М. Селезнёв
В патрологии. Отцы Церкви видят в А. не только родоначальника евр. народа, но и образ многих добродетелей. Различные события из жизни А. обретают в сочинениях Отцов Церкви символическую трактовку. Напр., переселение А. из Ура Халдейского в Землю обетованную рассматривается как прообраз пути очищения, ведущего к Богу. Таково, в частности, толкование свв. Амвросия Медиоланского (De Abraham 1, 2, 4), Иеронима (Epistolae 71, 2; 108, 31; 125, 20), Григория Нисского (Adversus Eunomium 12), Иоанна Лествичника (Scala Paradisi 3). Ветхость тела А., согласно Оригену (Commentaria in Romanos 3, 7), символизирует умерщвление плоти. Послушание Богу, явленное в жертвоприношении А., указывает, согласно Папе Клименту I (Epistula ad Corinthios prima 10, 1–6), на веру в воскресение плоти. Аналогичное толкование темы жертвоприношения А. дают Ориген (Homilia VIII in Genesim), Кирилл Иерусалимский (Catecheses 5, 5) и Августин (De Civitate Dei 16, 32). В самом акте жертвоприношения А. символизирует, согласно Оригену (Homilia VII in Genesim) и Августину (De Civitate Dei 16, 32), Бога Отца.
Л. Мирри
Почитание и иконография. В раннехрист. искусстве изображение А., приносящего в жертву Исаака (либо приближающегося с ним к алтарю), часто встречается в катакомбах и на саркофагах. В мозаиках IV–VII вв. появляется новая композиция: стоящий либо коленопреклоненный А. встречает ангелов. Ср.-век. изображения А. связаны с богосл. интерпретацией его жертвы (напр., на витраже XIII в. в соборе в Бурже А. представлен вместе с сыном, несущим дрова, сложенные в форме креста). Изображали также сюжет посещения А. тремя ангелами, символизировавшими Святую Троицу (позднее эта тема получила выражение в знаменитой Троице А. Рублева). Слова Св. Писания (Лк 16, 22) о переходе в лоно А. (т.е. принятии после смерти на небеса) отразились в визант. и готических изображениях А., держащего на коленях миниатюрных людей, которые символизируют спасенные души. В искусстве Возрождения образу А. стали посвящать живописные циклы (Лоджия Рафаэля в Ватиканском дворце). В искусстве барокко тема А. встречается у Дж. Тьеполо, Я. Тинторетто и др. художников. Из живописцев XX в. к образу А. обращались Ж. Руо и М. Шагал.
Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) и в Русской Правосл. Церкви — 9 октября.
Лит-ра: Vincent L.H. Abraham pПre des croyants. P., 1952; Rasco A. Migratio Abrahae circa annum 1650 // Verbum Domini 35 (1957), 143–154; Kilian R. Vorpriesterschriftliche Abraham-Жberlieferungen. Bonn, 1966; BS 1, 89–112.
(EK)
см. Аврам
(евр. «отец множества»)
ветхозаветный патриарх, родоначальник избранного народа, занимающий особое место в Домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении Замысла Божия, но оно уже установило и его основную направленность. В книге Бытия Авраам предстает как человек, которого Бог привлек к Себе и затем подверг испытанию, чтобы сделать его безмерно благословенным отцом бесчисленного народа Ветхого Завета. Вся жизнь Авраама протекает под знаком свободного избрания его Богом. В семье, служившей иным богам, Бог избирает Авраама (см. Нав. 24, 2), выводит его из Ура (см. Быт. 11, 31) и ведет его Своими путями в неизвестную страну (см. Евр. 11, 8). Это Божественное волеизъявление есть почин любви: с самого начала Бог проявляет к Аврааму безмерную щедрость. Его обетования предначертывают удивительное будущее (см. Быт. 12, 7; 13, 15; 15, 18; 17, 8): Бог щедро его одарит и умножит его семя (см. Быт. 12, 2; 16, 10; 22, 17). Казалось бы, что обстоятельства противоречат этим перспективам: Авраам – кочевник, его жена Сарра – в преклонном возрасте и бесплодна. Благостыня Божественных обетований проявляется в этом еще ярче: будущее Авраама зависит всецело от всемогущества и благости Божией. В Аврааме уже представлен весь народ Божий, избранный без всяких предварительных заслуг. От него требуется прежде всего бдительная и стойкая вера, безоговорочное принятие Замысла Божия. Вера эта должна очиститься и окрепнуть через испытание. Бог испытал его, потребовав от него принести в жертву Исаака, на котором именно и покоилось обетование (см. Быт. 22, 1-12). Авраам не пожалел своего единственного сына (см. Быт. 22, 12, 16), но Господь сам сохранил Исаака, усмотрев Себе агнца для всесожжения (см. Быт. 22, 8, 13). Послушание Авраама приводит к подтверждению обетования (см. Быт. 22, 16-18). Призвание Авраама – быть отцом народа, слава его – в потомстве. С этим обетованием связана и перемена имени: будучи прежде Аврам, он стал теперь Авраамом («отец множества»).
Кто же представляет собой в конечном итоге потомство Авраама? Господь наш Иисус Христос, Сын Авраама (см. Мф. 1, 1), Который, однако, больше Авраама (см. Ин. 8, 53). Среди потомков Авраама Он единственный, Кто обладал полнотой наследия, возвещенного обетованием: Он – Потомство, Семя в абсолютном смысле слова (см. Гал. 3, 16). Именно к пришествию Иисуса Христа было устремлено призвание Авраама, и радостью его было увидеть этот день в благословениях, ниспосланных ему в течение его земной жизни (см. Ин. 8, 56; ср.: Лк. 1, 54-55, 73).
Это сосредоточение обетования на одном-единственном Потомке не есть ограничение: это условие вселенской значимости дела спасения согласно Замыслу Божию (см. Гал. 4, 21-31). Все верующие во Христа, обрезанные и необрезанные, израильтяне или язычники, могут быть участниками благословений Авраама (см. Гал. 3, 14). Их вера и крещение делают их духовным потомством того, кто уверовал и стал отцом всех верующих (Рим. 4, 11). Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 27-29).
Таково увенчание ветхозаветного Откровения, доведенного до конца Духом Божиим. Это также последнее слово о великой награде (см. Быт. 15, 1), возвещенной праотцу: его отцовство простирается на всех избранных в небесах. Конечное отечество верующих – это лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Церковь молится об упокоении в нем душ усопших.
(Аврагам) - первый из трех праотцев еврейского народа (см. ст. Праотцы).
Авра’ам (отец множества) — праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1950 лет ·до-РХ. В возрасте 70 лет он с отцом, с женой Сарой, братом Нахором и племянником Лотом переселился в Харан (в среднем междуречье). Затем, в 75 лет по призыву Божию он переселился в Ханаан с Сарой и Лотом. Из-за голода он на некоторое время уходил в Египет, но потом вернулся и обосновался в Мамре. Здесь от него отделился Лот. Возвращаясь после освобождения Лота из рук его похитителей, он встретил Мелхиседека, который благословил его. В это время ему снова Богом было подтверждено обетование о наследнике, в котором благословятся его многочисленные потомки, и было предсказано четырехсотлетнее пленение в Египте. В 86 лет у него от Агари родился Измаил, а через 13 лет ему снова явился Бог, подтвердил Свое обетование о наследнике, заключил с ним союз обрезания, переменил его имя с Аврама на Авраам и имя его жены с Сары на Сарру и явил Свое могущество, покарав Содом и Гоморру. Через год родился Исаак. Когда Исааку было около 20 лет, Бог испытал веру Авраама, повелев ему принести его в жертву всесожжения. Когда Исааку было 37 лет, умерла Сарра (на 127 году жизни) и Авраам женился на Хеттуре (но, ·возм., еще при жизни Сарры), от которой имел несколько сыновей. Авраам умер, когда ему было 175 лет, и был похоронен Исааком и Измаилом в той же пещере, в которой была похоронена Сарра.
А. Сведения о семье
♦ родословие от Сима:
1Пар 1:24-27
♦ сын Фарры:
Быт 11:26,27
♦ первоначальное имя Аврам:
Быт 11:27
♦ муж Сары:
Быт 11:29
♦ отец Измаила от Агари:
Быт 16:1–4,15,16
♦ Отец Исаака от Сарры:
Быт 21:1-3
♦ отец многих детей от Хеттуры:
Быт 25:1-4
— умер в 175 лет:
Быт 25:7,8
Б. Завет с Богом
1. Призван в Уре:
Быт 12:1–3; Деян 7:2-4
2. Получил обетования
♦ землю и потомство:
Быт 13:14–17; Быт 15:18–21; Быт 22:15-18
♦ сына от Сарры:
Быт 17:16; Быт 18:9-15
3. Обрезание — знамение завета:
Быт 17:1-14,23–27; Рим 4:9-12
4. Вера вменилась ему в праведность:
Быт 15:6; Рим 4:3,20–24; Гал 3:6-9
5. Завет скреплен жертвоприношением:
Быт 15:8-21
6. Назван Авраамом:
Быт 17:5; Неем 9:7
7. Память о завете:
Лк 1:68–75; Евр 6:13-15
В. Странствия и важные события
♦ оставил Ур:
Быт 11:31
♦ пришел в Ханаан:
Быт 12:1–6; Деян 7:2-4
♦ обманул фараона с Сарой:
Быт 12:10-20
♦ поделил земли с Лотом, поселился в Хевроне:
Быт 13:1-18
♦ освободил Лота от четырех царей:
Быт 14:1-16
♦ получил благословение от Мелхиседека:
Быт 14:17–20; Евр 7:1-7
♦ вера вменилась ему в праведность:
Быт 15:6
♦ рожден Измаил от Агари:
Быт 16:1-16
♦ принял трех мужей:
Быт 18:1-15
♦ ходатайство о Содоме:
Быт 18:16-33
♦ обманул Авимелеха с Саррой:
Быт 20:1-20
♦ родил Исаака от Сарры:
Быт 21:1-3
♦ изгнал Агарь с Измаилом в пустыню:
Быт 21:8-21; Гал 4:22-30
♦ заключил союз с Авимелехом:
Быт 21:22-32
♦ искушаем принести в жертву Исаака:
Быт 22:1-18; Евр 11:17-19
♦ купил поле и пещеру для погребения Сарры:
Быт 23:1-20
♦ женил Исаака:
Быт 24:1-67
♦ имел детей от Хеттуры:
Быт 25:1-6
♦ смерть:
Быт 25:7-11
Г. Его именования
♦ князь Божий:
Быт 23:5,6
♦ раб Божий:
Быт 26:24
♦ друг Божий:
Ис 41:8; Иак 2:23
♦ пророк:
Быт 20:7
♦ отец Израиля:
Исх 3:15; Мф 3:9
♦ отец всех верующих:
Рим 4:11–12,16; Гал 3:7
Д. Значение в Новом Завете
♦ Иисус — сын Авраама:
Мф 1:1
♦ Христос — истинное семя Авраамово:
Гал 3:15,16,29
♦ Иисус предшествовал ему:
Ин 8:57,58
♦ рад увидеть день Иисуса:
Ин 8:56
♦ показал, как велик Христос, дав десятину Мелхиседеку:
Евр 7:4-10
♦ жил верою:
Евр 11:8-12,17-19
♦ верил в животворящую силу Бога:
Рим 4:17-21
♦ стал отцом верующих:
Рим 4:11,12; Гал 3:7
♦ его вера шла перед законом:
Рим 4:9-11,13–16; Гал 3:17-19
♦ изгнаны сыновья закона:
Гал 4:21-31
♦ проявлял веру делами:
Иак 2:20-24
(Абрам), в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.