автобус, автобуса, муж. (иностр. из auto - сокращение automobile и bus - сокращение omnibus). Многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.
Французское – autobus.
Польское – autobus.
Немецкое – Autobus.
Слово «автобус» получило широкое распространение в русском языке в начале XX в. и было заимствовано из немецкого, где Autobus является заимствованием из французского. По мнению исследователей, в русский язык это слово попало из немецкого через польский.
Автобусом называют вид общественного транспорта (большой автомобиль с сиденьями). Это международное слово, оно присутствует во всех европейских (английском, итальянском и т.д.) и многих других языках.
Первоисточником является латинское, отчасти сокращенное сочетание auto (сам, самодвижущийся) и omnibus (для всех).
Производное: автобусный.
многоместный пассажирский автомобиль с кузовом в основном вагонного типа. Используется для городского, пригородного и междугородного сообщения.
В системе городского общественного транспорта автобус обеспечивает в Москве примерно третью часть пассажирских перевозок. Протяжённость автобусных маршрутов в городе составляет свыше 4 тыс. км (1995). Первый автобус появился в Москве в 1907; совершались нерегулярные рейсы от центра к окраинам. Первый автобусный маршрут начал работать регулярно с 8 августа 1924. Было закуплено 8 английских автобусов «Лейланд». К концу года их насчитывалось уже 79. С 1929 в Москве начали эксплуатироваться отечественные автобусы — Я-6 (Ярославского завода), с 1934 — ЗИС-8 (Московского завода имени И.В. Сталина). В 1931 число автобусов в Москве составило 203, а в 1934 — 422 машины. В 1938 появились новые автобусы ЗИС-16 с обтекаемой формой кузова. В годы Великой Отечественной войны большая часть автобусов была передана для нужд обороны. После войны подвижной состав московских автобусов комплектовался машинами вагонной компоновки (ЗИС-154, ЗИС-155), позволяющей заметно увеличить вместимость салона. Эксперименты с английскими двухэтажными автобусами успеха не имели. С 1958 начата эксплуатация ЗИЛ-158, производство которого вскоре было развёрнуто на подмосковном Ликинском заводе. На протяжении 15 лет эти машины составляли основу автобусного парка Москвы. С середины 60-х гг. началась их замена на более совершенную модель ЛиАЗ-677. Одновременно на наиболее загруженных маршрутах появились сочленённые автобусы венгерской фирмы «Икарус» (Икарус-180, позже Икарус-280). В 1978 число автобусов превысило 5300. С 1989 в эксплуатации появились автобусы ЛиАЗ-5256, с 1991 — усовершенствованные сочленённые Икарус-283. Кроме городских автобусов, с конца 40-х гг. для связи Москвы с другими городами были открыты линии междугородных автобусов. Первоначально использовались несколько модифицированных городских автобусов (ЗИС-155, ЗИЛ-158), с середины 50-х гг. на маршрутах между Москвой и другими городами, а также к аэропортам стали совершать рейсы отечественные междугородные автобусы специальной постройки — ЗИС-127, а затем автобусы Львовского завода. С начала 70-х гг. в основном эксплуатировались междугородные машины фирмы «Икарус». Подготовку автобусов, обслуживание и ремонт осуществляют автобусные парки. Инвентарный парк автобусов — 5646 единиц (к 1995). В 1994 автобусами перевезено более 1147 млн. человек, действовали 470 автобусных маршрутов общей протяжённостью 5300 км по Москве и 68 маршрутов протяжённостью 1545 км по Московской области.
А.В. Рогачёв, Л.Ф. Честная.
вид автотранспорта, многоместный (9–170 пассажиров) автомобиль с кузовом обычно вагонного типа.
многоместный (от 9 до 170 пасс.) автомобиль с кузовом гл. обр. вагонного типа. Макс. скорость гор. автобуса - 70 км/час, междугор. - 100 км/час. Дл. микроавтобуса - 5 м, сочлененного автобуса - до 24 м. Ведущий вид гор. пасс. транспорта Екат.: сеть автобусных линий имеет наиб. протяженность (557 км; 1998). Автобусные перевозки делятся на гор., пригор. и междугор.
Первый гор. летний автобусный маршрут, соединивший Пл. 1905 года с оз. Шарташ, открыт в июне 1924. Два автобуса ходили по выходным дням. Первые регулярные маршруты (ж.д. вокзал - пл. 1905 г. - ул. Фрунзе и ВИЗ - ст. Шарташ) открыты в 1925. На них курсировали автобусы марки "Ford". В 1926 гор. автобусный парк насчитывал 25 машин. Быстрыми темпами автопарк начал расти с 1950-х. К 1960 число автобусов на гор. маршрутах составило 296 (1950 - 10, 1955 - 135). Резко возрос объем пасс. перевозок, млн чел.: 1950 - 0,2; 1955 - 11,2; 1960 - 54,5. Как наиб. мобильный и маневренный вид гор. транспорта, автобус охватил практически все жил. р-ны г. Наиб. интенсивное движение и кол-во маршрутов на просп. Ленина (от ул. 8 Марта до ул. Гагарина), ул. Малышева (от нач. до ул. Гагарина), Свердлова - Карла Либкнехта, 8 Марта (от просп. Ленина до ул. Щорса) и др. Динамика перевозок пасс., млн чел.: 1970 - 91; 1985 - 213; 1995 - 238; 1996 - 212.
Макс. кол-во маршрутов пришлось на кон. 1980-х - нач. 1990-х (более 60, вкл. два экспресса в аэропорт "Кольцово"). К 1996 оно уменьшилось до 45. Снижение кол-ва маршрутов и объема перевозок связано со старением и уменьшением парка подвижного состава. Так, в 1991 Екат. располагал 677 автобусами общ. пользования, в 1992 их число уменьшилось до 590. Однако возрастающая протяженность маршрутов (1994 - 501,3 км; 1995 - 534,6 км) потребовала увеличения автобусного парка. Первонач. проблему комплектации попытались решить путем покупки подержанных машин "Volvo" и "Scania". В 1996 было найдено новое решение проблемы: закупка на средства кредита Междунар. банка реконструкции и развития новых машин венгерско-рос. ("Ikarus 283") и (с 1997) германо-рос. произ-ва (см. Городской пассажирский транспорт). В 2001 Екат. располагал 631 автобусами. За г. они перевезли 265.8 млн пасс. В 2001 эксплуатировалось во внутригородском сообщении 52 маршрута.
Екат. имеет разветвленную сеть пригор. маршрутов, связывающую г. с важнейшими нас. пунктами в радиусе 60 км. Направления перевозок: сиб. (Белоярский, Косулино, Заречный, аэропорт "Кольцово" и др.), режевское (Березовский, Лосиный), сысертское (Сысерть, Арамиль, Верх. Сысерть, Двуреченск, аэропорт "Уктус" и др.), полевское (Полевской, Дегтярск, Горный Щит и др.), чусовское (Медный, Чусовское оз.), первоуральское (Первоуральск, Ревда, Новоалексеевка), тагильское (Верх. Пышма, Среднеуральск, оз. Таватуй, Балтым). Отправление автобусов - с автовокзала (ул. Щорса), от ст. метро "Уральская" (ж/д вокзал), УГТУ-УПИ (ул. Мира), автост. "Восточная".
Междугор. маршруты соединяют Екат. с Ц. муниципальных образований Свердл. обл. (Красноуфимском на З., Тугулымом на В., Краснотуринском на С.), а также с Тюменью, Челябинском, Пермью, Уфой, Набережными Челнами, Златоустом, Снежинском, Кунгуром и др. гг.
Лит.: Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 г. Свердловск, 1982; Городской пассажирский транспорт: Справочник / Сост. В.П. Рогожкин, С.А.Ваксман, В.В.Платонов. Свердловск, 1977; Народное хозяйство Свердловской области: Статистический сборник. Свердловск, 1962; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Свердловск: Путеводитель-справочник. Свердловск, 1975; Итоги экологического, социального и экономического развития муниципального образования "Город Екатеринбург". Екатеринбург, 2001.
Е.Г. Анимица, Р.К. Сабитов
АВТОБУС, а, м. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. Городской а. Служебный а.
| прил. автобусный, ая, ое.