Для слова «автокефалия» в нашей базе есть: значения, синонимы, однокоренные, рифмы, разборы, ударение, предложения.
(от греч. αύτός — сам, κεφαλή — голова) — принцип самоуправления поместных Православных Церквей, как правило, соответствующий нац. критерию и обусловленный независимым полит. устройством отдельных стран. Принцип А. регулирует также институциональные отношения между поместными Правосл. Церквями.
Принцип А. законодательным путем был введен имп. Юстинианом I и положен в основу т.н. пентархии (от греч. πέντε — пять, άρχή —начало), т.е. модели коллегиального церк. управления, осуществлявшегося через согласие пяти главных патриархатов древней Церкви — Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского (с 1589 Римский патриархат, не упоминавшийся в Константинопольских диптихах после 1054, был заменен Московским патриархатом, приравненным к древним по чести и получившим при этом 5-е место). Пользуясь абсолютной самостоятельностью в делах внутр. управления, они должны были состоять в церк. общении друг с другом, а епархии, входящие в их юрисдикцию, обязаны были пребывать с ними в согласии; это должно было обеспечить единство Церкви. Основываясь на концепции пентархии, греч. церк. традиция до наст. времени различает статус пяти главных патриархатов правосл. мира (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и приравненного к ним Московского) и др. автокефальных Церквей. Среди главных патриархатов Константинопольский обладает первенством чести как первый среди равных.
С сер. V в. в истории Византийской Церкви зафиксировано существование автокефальных архиепископий, независимых от местных митрополитов и непосредственно подчинявшихся патриарху. В дальнейшем статус А. стал предоставляться и поместным Церквям; первой А. была предоставлена Церкви Кипра на I Эфесском соборе.
Значение термина А. в истории Правосл. Церквей менялось. Если первоначально независимость отд. Церквей основывалась на территориальном признаке, то в дальнейшем ее критерием стал признак этнический. Особое развитие А. получила в XIX–XX вв. среди Правосл. Церквей Балканского п-ова, Центр. и Вост. Европы, находившихся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Современные А. возникли под непосредственным влиянием полит. истории стран этих регионов: за завоеванием нац. независимости следовало провозглашение А. соответствующей нац. Церкви. Легитимность А. достигалась предоставлением этой Церкви особого томоса (патриаршего акта о ее канон. признании) со стороны Константинопольского патриархата. В ходе ист. процессов различные поместные Церкви то приобретали, то утрачивали А.: напр., Константинопольский патриархат предоставлял А. Болгарской Правосл. Церкви в 932, 1234 и 1946, Сербской Правосл. Церкви — в 1218 и 1879. А. Русской Церкви, установленная de facto после самостоятельного поставления рус. епископами митр. Ионы в 1448, не была формально признана Константинопольскими патриархами; только после возведения в патриаршее достоинство рус. митр. Иова в 1589 Константинопольским патр. Иеремией II А. Русской Церкви вместе с ее патриаршим возглавлением была утверждена на Константинопольском соборе 1593. Константинополь также предоставил А. Элладской Правосл. Церкви (1850), Румынской Правосл. Церкви (1895), Польской Правосл. Церкви (1924) и Албанской Правосл. Церкви (1937). С возникновением новых А. система пентархии в сер. XIX была окончательно подорвана, но не упразднена. Последним формальным деянием этой системы стал Константинопольский собор 1872, на котором был осужден филетизм — использование этнического признака в качестве основания для распространения юрисдикции поместных Правосл. Церквей. Попыткой согласовать древний принцип пентархии и реальное положение поместных Правосл. Церквей в XX в. явился созыв Всеправославных совещаний как органа прямого представительства всех автокефальных Церквей.
Сохраняя единство в вере, общение в таинствах и согласие в канон. установлениях, автокефальные Церкви обладают правом полной автономии внутр. управления согласно собственному уставу и церковно-адм. предписаниям: каждая автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти и управляется синодом, во главе которого стоит патриарх, архиепископ или митрополит; она пользуется самостоятельностью в адм. и судебной сфере, канонизирует новых святых, составляет собственные чинопоследования и т.д.
Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литург. служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии. Все автокефальные Церкви равноправны, однако в диптихах они занимают разные места, согласно почетным привилегиям одной Церкви перед другой. В диптихах Константинопольской Церкви существующие 14 автокефальных Церквей располагаются по чести в следующем порядке: Константинопольский патриархат, Александрийский патриархат, Антиохийский патриархат, Иерусалимский патриархат, Московский патриархат, Сербская Правосл. Церковь, Румынская Правосл. Церковь, Болгарская Правосл. Церковь, Грузинская Правосл. Церковь, Кипрская Правосл. Церковь, Элладская Правосл. Церковь, Албанская Правосл. Церковь, Польская Правосл. Церковь, Правосл. Церковь Чешских земель и Словакии. Диптихи Русской Правосл. Церкви упоминают также Правосл. Церковь в Америке, а место Грузинской Правосл. Церкви определяют после Московского патриархата. Эти различия свидетельствуют о проблеме А. в совр. правосл. мире, поскольку Константинопольский патриархат, основываясь на церковно-правовых установлениях, подтверждающих его право на исключительную юрисдикцию над правосл. диаспорой, также считает предоставление А. исключительно своей прерогативой. В связи с этим Константинопольский патриархат не признает законность А., предоставленных др. поместными Правосл. Церквями, напр., томос об А., дарованный Русской Правосл. Церковью Правосл. Церкви в Америке в 1970.
Статусом, близким к А., но означающим определенные ограничения самостоятельности поместной Церкви, является автономия. Предстоятели автономных Церквей, в отличие от предстоятелей автокефальных Церквей, не избираются епископами данной Церкви, а назначаются главой Церкви-матери. Устав автономной Церкви утверждается Церковью-матерью, а глава автономной Церкви подсуден высшей судебной власти Церкви-матери. В наст. время существуют 4 автономных Церкви — Синайская, архиепископ которой рукополагается Иерусалимским патриархом, Финляндская Правосл. Церковь, Церковью-матерью которой является Константинопольский патриархат, а также Японская и Китайская Правосл. Церкви в юрисдикции Московского патриархата.
Лит-ра: Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право. СПб., 1897, с. 307–325; Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902, с. 279–282; Die Autokephalieproblematik in der neueren orthodoxen Theologie // Ostkirchliche Studien 30 (1981), 216–302; Papandreou D. Die orthodoxe Diaspora: Kriterien und VorschlКge fЯr eine notwendige Neuordnung // Una Sancta 46 (1991), 263–270.