22 ноября 2024
450 тысяч слов
+6 за сегодня

Значения слова агиография

все
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Культурология. Словарь-справочник
Католическая Энциклопедия
Античный мир. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

агиография

греч. hagios — святой, grapho — пишу, описываю) — вид церк. лит. — жизнеописания святых. Западная и визант. агиографическая лит. имеет ценность для культурной, социальной и языковой истории, так как ее авторы (главным образом монахи), давая жизнеописания святых, описывали и современный им мир. Агиографич. сочинения начали издаваться с 1643 г. обществом иезуитов-болландистов (Антверпен); одним из его основателей был Иоганн Болланд (1596—1665). «Деяния святых» («Acta Sanctorum»), изданные болландистами, — ценнейший ист. источник.

Культурология. Словарь-справочник

агиография

жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

Католическая Энциклопедия

агиография

(от греч. άγιος — святой, γράφω — писать) — литература о жизни и деятельности святых, направленная на развитие их почитания в Церкви; также раздел историографии, посвященный этой теме.

Эпоха патристики. А. возникла во II в. н.э. вместе с почитанием святых. Первыми документами агиогр. характера были записи о подвигах мучеников (Акты мучеников), а также списки святых, которые получили название мартирологов. Древнейшими из таких списков на Западе были составленные в IV в. в Риме Depositio martyrum и Depositio episcoporum, а также т.н. Мартиролог Иеронима (Martyrologium Hieronymianum). Из скупых хронологических записей А. вскоре превратилась в лит. жанр со своими худож. приемами и определенным набором стандартных образов и выражений, тем самым во многом утратив ист. достоверность. В период гонений на христиан в Римской империи типичным агиогр. произведением было Passio (мученичество, страдание), затем доминирующее положение приобретает Vita (жизнеописание, житие). Одной из самых древних христ. биографий считается Vita et passio Cypriani (сер. III в.). Образцом для жизнеописаний монахов стало созданное ок. 360 Афанасием Великим Житие Антония Великого.

В V в. стали появляться агиогр. сборники — патерики, наиболее известными из которых являются: на Востоке — Синайский патерик, Луг духовный Иоанна Мосха, на Западе — Dialogi de vita patrum Italicorum et de aeternitate animarum (Диалоги о жизни италийских Отцов и о бессмертии душ) Григория I Великого и Liber de vita patrum (Книга о жизни Отцов) Григория Турского. В это время сформировалась агиогр. традиция, которая получила широкое распространение в Средние века: описание чудесных событий, связанных с данным святым и произошедших после его смерти (de miraculis post mortem).

Средневековье. В Средние века А. стала доминирующим жанром лит-ры. Хотя в некоторых своих образцах она приобрела характер фантастического повествования, в ней всегда сохранялось определенное фактологическое содержание, вследствие чего она не перестала быть ист. источником, а при скудости ср.-век. хроник — подчас и единственным, по которому возможно восстановить реальный образ святого, факты его жизни и деятельности. Получали развитие все агиогр. жанры: мартирологи, наиболее значительными из которых были мартирологи Беды Достопочтенного, Адона Виеннского, Рабана Мавра, а также жития, наиболее известными авторами которых были Хукбальд, Одон Клюнийский, Флодоард, Пётр Дамиан, Фома Челанский. В XIII в. возник жанр компилятивных агиогр. сборников дидактического характера — легендариев, представлявших собой собрания сокращенных житий святых и совершенных ими чудес. В числе таких соч. — Speculum historiale (Зерцало историческое, ок. 1244) Винсент из Бове, Legenda aurea (Золотая легенда, ок. 1258) Иакова Ворагинского. Особую разновидность агиогр. трудов составляли офиц. материалы процессов канонизации.

Новое время. В XVII в. было положено начало критич. подходу в А. Разработка науч. методов в А. связана с именами Ж. Болланда и Ж. Мабийона, а впоследствии — с основанными ими конгрегациями болландистов и мавристов. Проделанная ими работа по изданию ср.-век. агиогр. текстов до сих пор не утратила своего науч. значения. В XVIII в. появились национальные агиогр. издания, напр., во Франции — Gallia christiana, в Германии — Germania sacra, в Швейцарии — Helvetica sacra, в Италии — Italia sacra.

В XIX в. начали выходить критич. издания агиогр. текстов, снабженные ист. исследованиями и комментариями, а также издания энциклопедического характера: Dictionnaire hagiographique (1850), VollstКndiges Heiligen-Lexikon (4 Bd., 1858–82). В XX в. продолжалось развитие всех направлений А.: научно-ист. исследования с критич. изданиями текстов, как правило, с параллельным переводом на совр. языки; издание энциклопедий, наиболее представительной из которых является Bibliotheca sanctorum в 16 томах (1961–99); издание материалов совр. канонизационных процессов; а также художественная лит-ра, сюжетом которой стала жизнь и деятельность святых (в числе авторов — Т.С. Элиот, Г.К. Честертон, Р. Брандштеттер и др.).

А. в России

Первым агиогр. соч. на слав. языке стал выполненный во 2-й пол. IX в. архиеп. Мефодием (Кирилл и Мефодий) или его ближайшими учениками перевод одного из патериков (вероятно, Диалогов Папы Григория I Великого). После принятия крещения на Руси появилось много переводной агиогр. лит-ры. Первыми памятниками русской А. являются сказания о Борисе и Глебе. Центром А. в Киевской Руси стала Киево-Печерская лавра, в которой был написан первый рус. патерик. Помимо доминирующего визант. влияния на рус. А., было ощутимо влияние также и западной А. (жития Людмилы, Вячеслава). В XV в. в Москве под руководством митр. Макария Московского был создан огромный агиогр. свод Великие Минеи-Четии, в состав которого вошли также памятники латинской А. Следующее крупное многотомное агиогр. собрание появилось на рубеже XVII–XVIII вв. Его автор, митр. Димитрий Ростовский, во многом опирался на труды болландистов, используя опубликованные ими источники. В XIX в. в связи с пробуждением интереса к нац. древностям было издано много древнерус. житийной лит-ры, а также появились серьезные ист. исследования по А., среди которых особое значение имели труды Голубинского и Ключевского. В XX в. продолжилась работа по изданию древнерус. агиогр. текстов и их исследованию. Центром этой работы стал Отдел древнерусской литературы Пушкинского дома в Ленинграде.

Лит-ра: Соболевский А.И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910; Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1988; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998; Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Йge. P., 1908; Delehaye H. Cinq leНons sur la mОthode hagiographique. Bru., 1934; Aigrain R. L’hagiographie: Ses sources, ses mОthodes, son histoire. P., 1953; Meinhold P. Geschichte der kirchlichen Heiligen. Fr., 1967. 2 Bd.; Witkowska A. // EK 6, 475–484.

В. Задворный

Античный мир. Словарь-справочник

агиография

(греч. agios - святой, grapho - писать)

   вид цер-ков. лит., включающий рассказы о жизни святых (жития), мучеников (мартирологи), монахов.

   Я.Ш.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Православие. Словарь-справочник

агиография

(греч. «описание святых»)

   обширный раздел христианской литературы. При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. Жития и мартирии разделялись, в свою очередь, на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь. По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывался из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включавшее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса.

   Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X-XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.

   Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках. Древнейший сборник житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Феодора Киррского (V в.), «Лимонарь» (или «Цветник») Иоанна Мосха.

   Жития святых встречаются и в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики), и в календарях, месяцесловах и святцах. Прологом называется книга, содержащая описание житий святых и указания относительно празднований в их честь. У греков эти сборники назывались синаксарями. Самый древний из них – рукописный синаксарь из собрания епископа Порфирия (Успенского); затем следует синаксарь императора Василия (X в.). Русские прологи представляют собой переделки этого Синаксаря.

   С введением на Руси христианства минеи являются первыми сборниками житий святых. Затем появляются патерики, вначале переводные: синайский («Лимонарь»), азбучный, скитский, египетский; затем по их образцу был составлен первый русский «Патерик Киево-Печерский».

   Календари стали составляться уже в I в. христианства, а в IV в. они были настолько полны, что содержали имена на все дни года. Месяцесловы не столь давнего происхождения. Они обычно прилагаются к богослужебному Евангелию или Апостолу. Древнейший из них приложен к Остромирову Евангелию (XII в.).

   Святцы – разновидность календарей, но содержание их более подробно, и они существуют отдельно. Древнейшие русские агиографические сказания – Жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, составленные прп. Нестором в XII в. В XV в. как составитель агиографических сборников известен митрополит Киприан: Жития святителя Петра Московского, прп. Сергия Радонежского, прп. Никона, св. Кирилла Белозерского, св. Новгородских архиепископов Моисея и Иоанна, Слово о перенесении мощей св. Петра. XVI в. является периодом расцвета русской агиографии. При непосредственном участии Макария, митрополита Московского, были составлены «Великие Минеи-Четьи», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени жития русских святых.

   Центром христианской культуры на юге России была Киево-Печерская Лавра. Киевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям главным образом южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжили его дело. Затем к работе был привлечен св. Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский, который, пользуясь сборником Метафраста, «Великими Четьями-Минеями» Макария и другими пособиями, составил Четьи-Минеи святых всей Церкви, включая южнорусских. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было в 1711-1718 гг.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

агиография

(греч.) жизнеописания святых, жития, деяния мучеников. Авторы их - агиографы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках современной им истории и повседневной жизни. Поэтому при соответствующем критическом подходе агиографическая литература дает ценную информацию как исторический источник.

Вестминстерский словарь теологических терминов

агиография

   / Агеология

 ♦ (ENG hagiography/hagiology)

 (греч. hagios - святой и graphein - писать)

   литература, посвященная жизнеописанию христианских святых. Изучение жизни святых подвижников и почитание их.

Энциклопедический словарь

агиография

(от греч. hagios - святой и ...графия), вид церковной литературы - жизнеописания святых (см. Жития святых).

Словарь Ефремовой

агиография

ж.
Жизнеописания лиц, объявленных церковью святыми, как один из основных жанров
литературы средневековья; житийная литература.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом агиография

  • Метажанры в русской литературе 1920 – начала 40-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория).
  • Древнерусская агиография исполнила его завет, не составила ни жития его, ни церковной ему службы, хотя церковь причислила его к лику преподобных.
  • Античная биография и византийская агиография.
  • : памяти русских святых // Русская агиография: Исследования.