агнец, агнца, муж. (книж.). Ягненок, жертвенное животное (церк.).
| перен. Кроткий, невинный человек. «Агнец мой послушный.» Пушкин.
(древнеевр. kebes, греч. άμνός, άρνίον, лат. agnus) — ягненок; в древней Палестине — жертвенное животное (Лев 9, 3; 12, 8; 23, 12; Числ 6, 14; 7, 17); в Библии, литургии и иконографии — символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.
В Библии. Согласно в.-з. традиции, А. приносили в жертву в храме два раза в день (Исх 29, 39; Числ 28, 4). Особенно торжественным было заклание А. в праздник Пасхи (Исх 12, 3–11). Иуд. закон определял А. как жертву, приносимую за грехи. В НЗ образ А. соотносится с Христом. Иоанн Креститель указывал на Иисуса как на пришедшего в мир Мессию и говорил, что Тот есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29, ср. Ин 1, 36), имея в виду исполнение в.-з. пророчества (Ис 53, 6–7). Этим обусловлено и дальнейшее использование наименования А. применительно к Христу (в связи с принесением Им Себя в качестве искупительной жертвы) в Откровении Иоанна Богослова (27 раз, начиная с Откр 5, 6). В некоторых случаях Сам Христос называет А. Своих учеников: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк 10, 3); «Паси агнцев Моих» (Ин 21, 15).
В литургии. Использование образа А. в литургии вытекает из библ. текстов: 1) Искупитель, посланный Богом (Ин 1, 29); 2) Пасхальная жертва, которую ап. Павел назвал «Пасха наша» (1 Кор 5, 7) — Иисус умер в час заклания пасхальных агнцев; 3) победа «Агнца закланного» (Откр 5, 6–12) над грехом и искупление грешников: «ѕ они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7, 14). Благодаря частому употреблению этих текстов в литургии утверждался все более многозначный образ А.
Словесная формула, произносимая священником при пресуществлении Св. Даров, и текст из Евангелия от Иоанна: «Вот Агнец Божийѕ», который в литургии лат. обряда священник произносит перед причащением, свидетельствуют об истинном присутствии Христа в Евхаристии и призывают принять причастие как залог вечной жизни, обещанной Христом (Откр 19, 9).
В визант. литургии А. — сердцевина просфоры, предназначенная для преложения в Тело Христово. Вырезание А. из просфоры во время проскомидии символизирует крестную смерть Христа.
В иконографии А. обозначает Христа, верующих или персонажей из ВЗ. Как символ целомудрия, кротости и смирения А. является атрибутом многих святых, в т.ч. и Иоанна Крестителя.
В период правления имп. Константина I изображения Христа в виде А. появились в росписях апсид и на саркофагах. С сер. V в. изображения А. с крестообразным нимбом на фоне звездного неба, а также А. в венце времен года помещали в центре арочных сводов храмов.
В визант. искусстве представления А. немногочисленны, но разнообразны: лежащий на троне А., которому 24 старца приносят в дар свои короны; евхаристический А., окруженный хлебами и виноградом; А., разворачивающий копытцем свиток, и др. В 692 Трулльский собор запретил изображать Христа в виде А. В поздневизант. период появились миниатюры, в которых жертвенного А. заменяли изображения Младенца Иисуса, лежащего на алтаре. В книжной миниатюре образ А. появился в нач. VIII в.: А. в окружении 4 апокалиптических животных; на фоне креста; стоящий на свитке или книге с 7 печатями (Откр 6, 1); возлежащий на Престоле Божием с раной в груди. В эпоху Средневековья на Западе преобладали изображения А. во славе, держащего крест, в окружении 4 крылатых животных; а также пасхального А., стоящего на горе Сион с гордо поднятой головой, окруженной нимбом. В более позднем искусстве изображения А. были введены в такие сцены, как поклонение пастухов, детство Христа, Тайная вечеря и Распятие.
Лит-ра: Jeremias J. Иноeч фпЖ хепЖ — рбЕч хепЖ (Joh 1, 29.36) // Zeitschrift fЯr die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Кlteren Kirche 34 (1935), 115–123; Dodd C.H. The Interpretation of the Fourth Gospel. C., 1953; Gryglewicz F. Das Lamm // New Testament Studies 13 (1966–67), 133–146; GarcТa-Moreno A. Jesucristo, cordero de Dios // Mateo-Seco L. (ed.). Cristo, Hijo de Dios y Redentor del Hombre. Pamplona, 1982, p. 269–297; Pinet A. Het Lam Gods. Antwerpen, 1987.
(EK)
(Исх 12:3; козленок, ягненок) — слово употребляемое одинаково о молодых овцах и козлах (Исх 12:5). еврейским законом точно предписано, чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец от овец или коз. В том же самом законе содержатся некоторые особенные частности относительно возраста и свойств агнца (Исх 12:5 и Лев 22:27). Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца, ведомого на заклание и безгласного пред стригущим Его (Ис 53:7) То же самое выражение употребил и Предтеча Христов Иоанн о Господе Иисусе Христе, когда узрел Его грядущим на дело общественного служения роду человеческому (Ин 1:29-36). Наименование Иисуса Христа агнцем указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого. На основании сего в Свящ. Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца (От 5:6, 7:9-17). Слова: агнец, агнцы, овцы, употребляются в Св. Писании также в несобственном смысле о других лицах, как, например, вообще о членах Церкви, об апостолах Христовых, о современных верующих; точно также, как о людях слабых верою, немощных, грешных и т. п. (Иез 34, Ин 10:11, 16, Лук. 10:3, Мф 10:16).
в православном богослужении хлеб, приготовленный для освящения, или святой Хлеб, уже освященный на литургии. Сопоставление Христа с агнцем (см. Агнец Божий), особенно очевидное при принесении евхаристической жертвы, встречается в текстах большинства литургий как Востока, так и Запада, а также во многих церковных песнопениях. Однако именование Агнцем именно евхаристического хлеба характерно только для восточной традиции, что подчеркивается сравнением его с ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем (см. Агнец пасхальный).
На полной литургии Агнец вырезается во время проскомидии из самой большой и лучшей просфоры (так называемой агничной) и имеет кубическую форму. Служебник предписывает «изымать» Агнца из просфоры, т.е. не отрезать, а лишь надрезать стороны просфоры. После изъятия Агнец крестообразно надрезается снизу («жрется») и прободается копием. Оставшиеся части агничной просфоры называются антидором. Агнец поставляют на дискос, вокруг него полагают частицы, вынутые из остальных просфор, - символически это изображает Церковь, собирающуюся вокруг Христа. Во время литургии Агнец прелагается в Тело Христово.
Для совершения литургии Преждеосвященных Даров Агнец приготовляется и освящается заранее, на полной литургии. Каждый из Агнцев, освящаемых для литургий Преждеосвященных Даров, вынимается, надрезается и прободается по обычному чину, после чего все они поставляются на дискос. Во время возношения св. Хлеба (при возглашении «Святая святым» – см. Канон евхаристический) возносятся все находящиеся на дискосе Агнцы. Затем преломляется только тот Агнец, который предназначен для причащения на полной литургии; в Чашу влагается его часть и вливается теплота. После этого Агнцы литургий Преждеосвященных Даров напояются Святой Кровью. После напоения этого приготовленные и освященные Агнцы обычно хранятся на престоле, на дискосе под стеклянным колпаком.
, а, м. (книжн.).
1. Ягненок.
2. Символ христианского смирения.
◘ АГНЕЦ БОЖИЙ, ◘ КАК АГНЕЦ БОЖИЙ.
* ► С ним Искра тихий, равнодушный. Как агнец, жребию послушный. // Пушкин. Полтава //; Она была прекрасна и нежна, Как агнец божий на закланье. // Лермонтов. Маскарад // *
’агнец — ягненок, основное жертвенное животное у евреев (1Цар.7:9). Мог быть от овец или коз и должен был быть без порока, мужского пола, однолетним (Исх.12:5). Агнцы употреблялись для жертвы еще и до Моисеева закона (Быт.22:7). Иисус Христос является Агнцем Божиим. Господь Своих учеников называл также агнцами (Лук.10:3). (см. жертвоприношение).
(слав. «ягненок») часть просфоры, необходимая для совершения церковного таинства Евхаристии.
(слав. ягненок) - литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX - Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
(ягненок или козленок)
1) это слово в Священном Писании употребляется применительно как к молодым овнам, так и к молодым козлам. Еврейский закон предписывает, чтобы пасхальная жертва приносилась исключительно в виде агнца. Тем же законом утверждены некоторые его свойства и возраст;
2) пророк Исайя в своей книге (53, 7) представляет Спасителя агнцем, покорным и безгласным перед стригущим Его. Это же выражение употребляет Креститель Господень Иоанн, когда видит Его грядущим на служение роду человеческому. Применение слова «агнец» к Иисусу Христу указывает на глубочайшее смирение Господа, Его кротость и незлобие. Однако чаще всего это слово употребляют в связи с Его Именем в качестве синонима великой жертвы за грехи всего человеческого рода. Именно поэтому в книгах Священного Писания есть множество указаний то на кровь агнца, то на агнца закланного;
3) слова «овцы», «агнцы» и «агнец» часто употребляются в Священном Писании в несобственном смысле, когда речь идет о других лицах, например о членах Церкви Христовой, современных верующих, апостолах и даже о людях, слабых верой, грешных и немощных;
4) хлеб (служебная просфора), употребляемый во время таинства евхаристии, которое совершается на литургии верных. Согласно учению Православной церкви, хлеб и вино на евхаристии превращаются в кровь и тело Христовы, после чего ими причащаются верующие и служащее духовенство. Во время проскомидии священник читает особые молитвы и приготовляет агнца: вырезает из него среднюю часть в форме куба, чтобы употребить ее для приготовления причастия. Оставшиеся части служебной просфоры называют антидором.
А. Предназначение агнцев
♦ в пищу:
Втор 32:14
♦ на одежду:
Притч 27:26
♦ для заключения договора:
Быт 21:27-31
♦ для уплаты дани:
4Цар 3:4
♦ для жертвоприношения вместо Исаака:
Быт 22:8,13
♦ для постоянных всесожжений:
Исх 29:38-42
♦ для жертвоприношений в особые дни:
Чис 28:27; Чис 29:2
♦ на Пасху:
Исх 12:3–6; Чис 28:16-19
Б. Агнец как символ
— необычайной радости:
Пс 114:1-4
♦ невинности:
2Цар 12:1-4
♦ слабых людей:
Ис 40:11; Ин 21:15
♦ миротворцев:
Лк 10:3
♦ века мира:
Ис 11:6; Ис 65:25
В. Иисус — Агнец Божий
♦ предсказанный Исаией:
Ис 53:4-7
♦ воплощенный в Иисусе:
Деян 8:32-35
♦ называемый Агнцем Божиим:
Ин 1:29,36
♦ называемый Пасхальным Агнцем:
1Кор 5:7
♦ пролил кровь как непорочный агнец:
1Пет 1:19
♦ получает величание как закланный Агнец:
Откр 5:6-13; Откр 7:9-11
♦ празднует со своими 144 тысячами:
Откр 14:1-5
♦ побеждает антихриста:
Откр 17:14
♦ брак Агнца с Церковью:
Откр 19:7,9; Откр 21:9
АГНЕЦ, нца, м. (стар.). Ягнёнок (обычно как жертвенное животное). Принести агнца на заклание. Кроток как а. (ирон.). Прикинуться агнцем (очень кротким; ирон.).