общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр. А. отмечается обычно в связи с алалией, афазией, умственной отсталостью.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)
Ч437.928
(др.-греч.: αγραμματος – íечленораздельный, неразборчивый)
1. Расстройство, нарушение речевой деятельности, выражающееся в непонимании значений грамматических конструкций, в неумении правильно оформлять фразу, согласовывать слова в роде, числе и падеже в связи с поражением речевых зон коры головного мозга.
2. Отклонение от грамматических норм в профессиональной и жаргонной речи, в телеграфном стиле, в переписке по Интернет.
(от греч. agrammatos - нечленораздельный)
нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный А. - ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный А. - ошибки в грамматическом оформлении активной речи. А. возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии; у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате специального восстановительного обучения.
В сурдопедагогике термин «А.» используется для обозначения недостатков в грамматическом оформлении речи у детей с нарушениями слуха. У слабослышащих и особенно у глухих детей в условиях ограниченного речевого общения замедленное овладение грамматическим строем языка является столь же закономерным, как и недостаточность словарного запаса. На раннем этапе развития эти дети в равной мере затрудняются в усвоении грамматических и лексических значений слова. Специальное обучение, направленное на формирование практических грамматических обобщений и их осмысление, а также расширение речевого общения помогают глухим преодолеть А.
Термин «А.» употребляется также для характеристики ошибок в грамматическом оформлении речи умственно отсталых детей, страдающих речевым недоразвитием.
(др.-греч.: αγραμματος – нечленораздельный, неразборчивый)
1. Расстройство, нарушение речевой деятельности, выражающееся в непонимании значений грамматических конструкций, в неумении правильно оформлять фразу, согласовывать слова в роде, числе и падеже в связи с поражением речевых зон коры головного мозга.
2. Отклонение от грамматических норм в профессиональной и жаргонной речи, в телеграфном стиле, в переписке по Интернет.