процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной, политической экономической; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
(от лат. adaptatio - приспособление)
приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников, к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.
приспособление человеческого организма к воздействию новых раздражителей нлп к изменившимся условиям деятельности н жизни в целом. К основным видам А. относят биологическую, физиологическую, психологическую п социальную. А, имеет свою специфику и широко проявляется в воинской деятель» ностн.
(лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание). Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей (например, "облегчение" текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки).
(от лат. adaptare — приспосабливать, позднелат. Adaptatio — приспособление) — приспособление функций и строения организма к условиям существования в результате комплекса морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида. Адаптацией называют и сам процес выработки приспособлений. Различают две группы приспособлений — аккомодацию (например, аккомодацию глаза к ясному видению предметов, находящихся на разных расстояниях) и эволюционную адаптацию (обусловленную естественным отбором).
(от лат. adaptare приспособлять) - приспособление строения и функций организма к условиям среды (процесс и результат этого процесса). Обычно понимается как наследственно закрепленное приспособление, чем отличается от акклиматизации. В зависимости от контекста термин имеет множество значений (подробнее см. тему 9).
Функциональное приспособление организма или популяции к окружающей среде. Адаптация является результатом эволюционных изменений (в особенности, результатом естественного отбора).
(от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание)
В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см. Пубертатный скачок роста), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребёнка.
Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п.
А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11-12)
***
способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив.
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 9)
***
многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака:
во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде,
во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой,
в-третьих, результат приспособительного процесса.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)
***
процесс и результат становления индивида социальным существом.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)
***
приспособление личности к изменениям образовательного процесса.
(Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002. С. 135)
См. также Адаптация педагога, Адаптация школьная
Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной социальной, этнической, культурной и языковой среды, обычно при смене места проживания. Имеет следствием развитие индивидуального и (или) коллективного билингвизма, смену языка, смену или формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков поведения, в том числе речевого. Соотв. различают языковую, социальную, культурную (то же, что и аккультурация) адаптацию, в зависимости от того, на каком именно из аспектов изменения сознания и поведения индивида (коллектива) ставится смысловой акцент. Напр., адаптация русских эмигрантов к условиям новой страны проживания.
аккультурация
См. также: Аккультурация, Ассимиляция, Инкультурация, Натурализация, Языковой сдвиг
отвыкание
(от лат. adaptatio - приспособление)
приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.
приспосабливаемость организма, личности к воздействию новых раздражителей или изменившихся условий деятельности и жизни в целом. Понятие адаптация распространяется и на сложные технические системы автоматического управления.
приспособление организма к определенным условиям среды за счет комплекса признаков — морфологических, физиологических, поведенческих. В результате А. возникают экологические группы организмов: влаголюбы гидрофиты и «сухотерпцы» ксерофиты; растения устойчивые к затенению и требующие для нормального развития полного солнечного света; животные, которые обитают в лесах или на болотах, ведут ночной или дневной образ жизни. А. объясняется различный состав биоты экосистем разных экологических условий. Наиболее важны А. к переживанию неблагоприятных условий. Так, у животных существуют три основных направления А.: уход от неблагоприятных условий (миграция птиц, кочевка оленей и других копытных в поисках корма, зарывание в песок, почву или снег и др.); переход в состояние анабиоза — резкого снижения активности процессов жизнедеятельности (покоящиеся стадии у беспозвоночных животных, прекращение активности рептилий при низких температурах, зимняя спячка млекопитающих и др.); развитие приспособлений для жизни в неблагоприятных условиях (шерстный покров и подкожный жир у животных, экономное использование воды у животных пустынь и т. д.). Растения ведут прикрепленный образ жизни и потому у них возможны лишь два варианта А.: снижение интенсивности процессов жизнедеятельности в неблагоприятные периоды (сбрасывание листьев, перезимовывание в стадии погребенных в почву органов — луковиц, корневищ, клубней, а также семян и спор) или повышение устойчивости к неблагоприятным факторам (см. Патиент, Эксплерент). У организмов развиваются А. к влиянию биотических факторов (см. [ref]Взаимоотношения «хищник — жертва»[/ref], [ref]Взаимоотношения «паразит — хозяин»[/ref]). Как результат А. рассматриваются положительные взаимоотношения организмов — мутуализм и комменсализм (см. также Коадаптация). А. у разных групп организмов вырабатываются с разной скоростью. Наиболее быстро А. возникают у насекомых, которые за 10—20 поколений могут приспособиться к действию нового инсектицида, чем объясняются неудачи химического контроля плотности популяций насекомых-вредителей. В настоящее время в селекции растений и животных широко используется принцип адаптивного подхода, при котором повышается А. организмов к неблагоприятным условиям среды.
приспособляемость пород и сортов к почвенно-климатическим условиям.
состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к Изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. Адаптация - основной способ жизнедеятельности и выживания организма (вида).
Для человека специфической формой адаптации является социально-психологическая адаптация, обеспечивающая его личностное развитие путем направленного, активного взаимодействия с природными и социальными условиями существования.
приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Представляет собой единый процесс, в который вовлечены механизмы всех структурных уровней: от молекулярного до психического и социального. Выделяют различные виды адаптационного реагирования - клеточные, тканевые, отдельного органа, отдельной системы органов, целостного организма, психологические, поведенческие, социальные. Решающую роль в оптимизации процесса А. играет психическое состояние и морально-волевые качества человека. Нервно-психическим механизмам принадлежит одно из ведущих мест. А. не только в начальных этапах адаптационного процесса, но и в социальной адаптации человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в том числе и в результате чрезвычайных ситуации. Они являются необходимым элементом общей адаптации человека, определяют не только его поведение, психическую устойчивость, но и становление микроколлектива, взаимоотношения между людьми, оптимальное выполнение социальных функций.
Адаптация
♦ Adaptation
Изменение того, что поддается изменению, при столкновении с тем, что изменению не поддается. Например, учит Декарт, легче изменить свои желания, чем существующий миропорядок. Умный марксист сказал бы, что легче изменить общество, чем человеческую природу.
Вот почему жизнь есть адаптация к закону реальной действительности, который гласит: изменение или смерть.
приспособление организма, популяции или биологического вида к условиям окружающей среды. Включает морфологические, физиологические, поведенческие и др. изменения (или их совокупность), обеспечивающие выживание в данных условиях. Адаптации подразделяют на обратимые и необратимые. Первые более кратковременные и не влияют на процесс естественного отбора (напр., временное усиление интенсивности сокращения сердца человека или животного во время бега, увядание листа при недостатке влаги и возвращение его в прежнее состояние при насыщении ею). Вторые, наследственные, закреплённые естественным отбором, становятся видовой или популяционной характеристикой (напр., хобот сайгака, фильтрующий пыль при быстром беге, видоизменённый лист кактуса – колючка, уменьшающий транспирацию в условиях пустыни). К наследственным адаптациям относятся также различные типы окраски – покровительственная, предупреждающая и др.
1. Прием для создания соответствий путем изменения описываемой ситуации с целью достижения одинакового воздействия на рецептора.
2. Под адаптацией понимается обычно разнообразная обработка текста: упрощение его содержания и формы, а также сокращение текста в целях приспособления его для восприятия читателями, которые не подготовлены к знакомству с ним в его подлинном виде.
3. Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей. Например, "облегчение" текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки.
(лат.: adaptatio – приспособление
)Освоение, приспособление иноязычного слова к системе нового для него языка.
А. может быть:
1) семантической;
2) графической;
3) фонетической;
4) орфоэпической;
5) орфографической;
6) словообразовательной;
7) грамматической и т.п.
Syn: приспособление, привыкание
(от средневекового лат. adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания.
АДАПТАЦИЯ, и, ж.
1. Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
2. Упрощение текста для малоподготовленных читателей.
| прил. адаптивный, ая, ое (к 1 знач.) и адаптационный, ая, ое. Адаптивная система автоматического управления (перен.: самоприспосабливающаяся; спец.). Адаптационные способности организма.