(итал. aggiornamento — обновление) — термин, означающий приспосабливание к актуальным условиям; в Католической Церкви стал широко применяться во время понтификата Папы Иоанна XXIII (см. энц. Ad Petri cathedram от 29.06.1959; апост. послание Oe*****eni***** Concilium от 28.04.1962; речь на открытии 1-й сессии II Ватиканского собора). В языке Церкви времен II Ватиканского собора и после него термин А. синонимичен терминам адаптация и аккомодация.
Обоснованием необходимости А. в Церкви являются изменения, происходившие в ней на протяжении истории, но не затрагивающие то, что не подлежит изменению, поскольку было установлено Богом (таинства, незыблемое устройство Церкви, в отличие от ее изменяемых структур).
Причина перемен в Церкви заключается в стремлении наиболее совершенным образом исполнять свое предназначение, достигая результата и отвечая требованиям времени; это желание выражено в древнем изречении Ecclesia semper reformanda («Церковь должна постоянно обновляться»). Отдельные этапы церк. реформ и обновления Церкви всегда начинались на Вселенских соборах. Напр., IV Латеранский собор был созван propter reformationem universalis Ecclesiae (ради реформирования Вселенской Церкви). Особую роль в обновлении и реформировании Церкви сыграл II Ватиканский собор.
Лит-ра: Hollis Ch. Newman and the Modern World. L., 1967; Baum G. The Credibility of the Church Today. NY., 1968; Congar Y. Vraie et fausse rОforme dans l’Гglise. P., 1969; Die Funktion der Theologie in Kirche und Gesellschaft: BeitrКge zu einer notwendigen Diskussion. MЯ., 1969; Wojtyła K. U podstaw odnowy: Studium o realizacji Vaticanum II. Kr., 1972; Alberigo G. L’amore alla Chiesa — dalla riforma all’aggiornamento // «Con tutte le tue forze»: I nodi della fede cristiana oggi. Genova, 1993, p. 169–194.
(EK)