издательство, ЗАО, Москва. Детская, развивающая, художественная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)
См. также Издательства РФ
см. Таммуз.
Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адонис семитского происхождения и означает "господин", "владыка"; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. Пан); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит в своих "Идиллиях" описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса - приходились на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами - так называемые "садики Адониса"; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 в. миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма "Венера и Адонис".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1) Бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Соответствует вавилонскому Таммузу. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.
2) Малая планета поперечником около 1 км, открыта Э. Дельпортом (Бельгия, 1936); обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите с периодом 2,76 года. Расстояние Адониса от Солнца изменяется от 0,44 до 3,50 а. е. Может сближаться с Землей на расстояние до 2 млн. км.
Адо́нис - в финикийской мифологии божество, олицетворяющее умирающую и воскресающую природу; позднее вошел в древнегреческую мифологию, где он становится возлюбленным Афродиты (см.).
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты — А.Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А.Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А.часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, A. — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афродита горько оплакивает А.и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.
Культ А.существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй — радости по воскресшему А.В Аргосе женщины оплакивали А.в особом здании. В Афинах во время праздника в честь А.под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» — символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А.несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.
род растений семейства лютиковых. 20 видов. Большинство известны как горицвет.
в греческой мифологии олицетворение умирающей и воскресающей природы, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источавшее благовоние. Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем. В назначенный срок он вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их «садиками Адониса».