(Андриан, Андриян и Андреян)
Из Адрии (часть Средиземноморья между Италией и Грецией) (лат.).
16 (3) февраля – мученик Адриан.
18 (5) марта – преподобномученик Адриан Пошехонский (Рус.).
17 (4) апреля – преподобный Адриан.
30 (17) апреля – мученик Адриан.
18 (5) мая – преподобный Адриан. Монаенский (Рус.).
21 (8) мая – преподобный Адриан. Волокаламский (Рус.).
30 (17) мая – преподобный Адриан. Оидрусовский (Рус.) (обретение мощей).
5 июня (23 мая) – преподобномученик Адриан Пошехонский (Рус.).
8 сентября (26 августа) – мученик Адриан, преподобный Адриан Угличский (Рус.) и преподобный Адриан Ондрусовский (Рус.).
14 (1) ноября – мученик А.
2 декабря (19 ноября) – преподобномученик Адриан Пошехонский (Рус.) (обретение мощей).
(1627-1700)
Патриарх Московский и всея Руси. О жизни Андрея до пострижения в монашество достоверных сведений не сохранилось. Очевидно только, что своим благочестием и добродетелями он был известен самому патриарху Иоакиму, который в 1678 г. назначил Адриана архимандритом Чудова монастыря (1678-1686). Положение чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видным, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающимися, что в 1686 г. патриарх Иоаким поставил его митрополитом Казанским и Свияжским. В последние дни жизни патриарха Иоакима митрополит Казанский Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией, хотя по-прежнему титуловался митрополитом Казанским и Свияжским.
24 августа 1690 г. он был возведен на Всероссийский Патриарший престол. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I, в особенности же его сумасбродные «потехи». Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), патриарх Адриан понимал и поддерживал.
15 октября 1700 г. патриарх Адриан скончался в загородном Перервинском монастыре. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
(1627-1700)
Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. Противник реформ Петра Великого. После смерти Патриарха Адриана Петр I повелел не назначать ему преемника, и Церковью стал управлять Святейший Синод, возглавляемый государственным чиновником. В истории Церкви начался, так называемый, синодальный период, который продлился до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.
(в миру Андрей) (1627, Москва — 1700, Перервинский монастырь, под Москвой), патриарх Московский и Всея Руси. Впервые упоминается в источниках в 1678 как архимандрит Чудова монастыря в Кремле; содействовал строительству в нём церквей: соборной Святого Митрополита Алексия и Святого Андрея Первозванного. Ходатайствовал перед правительством за стрельцов во время восстания 1682 года. С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. С 24 августа 1690 патриарх. Поддерживая Петровские реформы, выступал против брадобрития, курения, иноземной одежды и др. Пытался возродить былые притязания патриаршей власти на главенство в решении как церковных, так и государственных дел. При Адриане введено летосчисление от Рождества Христова. В сентябре 1692 освятил иконостас церкви Козьмы и Дамиана, в 1696 — Богоявленский собор Богоявленского монастыря (Богоявленский проезд, 2/6). Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Литература: Под патриаршим омофором. К 400-летию установления патриаршества на Руси, М., 1989.
С.А. Потапова.
Церковь Адриана и Наталии в Лосиноостровской (Ярославское шоссе, 63). Построена в дачном посёлке Лосиноостровская в 1914—16 по проекту архитектора В.Д. Глазова. Эклектичная архитектура здания выдержана в формах неорусского стиля с использованием элементов псковского зодчества. Компактная и пропорционально уравновешенная композиция памятника складывается из собственно храма, представляющего собой низкую купольную ротонду на четверике с полукруглой в плане апсидой, 2 симметричных приделов (Василия Блаженного и иконы Богоматери «Нечаянная Радость») по сторонам и притвора с крыльцом на западном фасаде. Обращение к мотивам псковской архитектуры проявилось в форме щипцовых завершений боковых фасадов приделов и особенно — в трактовке высокого второго этажа притвора, имитирующего звонницу псковского типа, завершённую 3 главками. Интерьер церкви решён как единое четырехстолпное пространство, освещённое высокими арочными окнами. В западной части храма устроены хоры. Иконостас, киоты и росписи в интерьере одновременны постройке здания. Церковь расположена на открытом пространстве в окружении современной многоэтажной застройки и хорошо видна при проезде по Ярославскому шоссе, к которому она обращена восточным фасадом. Ограда церковного участка — начало XX в.; небольшая звонница к западу от храма возведена в 1990-х гг.
П.Н. Шармин.