город в Ростовской области, находится в низовьях р.Дон. Адыгское название города – Аскъалэ – «крепость асов». Ас – этнический термин, это одно из самоназваний осетинского племени в прошлом, перенесенное затем на новых насельников этой территории. И.Барбаро писал, что аланы заимствовали свое имя от народа, называвшего себя асами.В.И.Абаев высказывает предположение о возможной связи его с авестийским аsu – «быстрый». Вторая часть топоосновы – къалэ употребительна в адыгской топонимии в значении «крепость», «город». Исходное значение къала восходит к персидскому – «холм», «крепость на холме».Не исключено, что в названии топонима лежит азы – самоназвание абхазов, так их называли и адыги. Кстати, в период раннего средневековья границы Великой Абхазии простирались до самой Анапы.Возможно, в названии топонима лежит тюркское азак – «низкий», т.е. «лежащий в нижнем течении».
город в РФ, районный центр в Ростовской обл., речной и морской порт; нас. 80,7 тыс. чел. (1996).
В X–XII в. на месте А. существовало слав. поселение в составе Тмутараканского княжества. В XIII–XV вв. А. являлся одним из главных пунктов венецианской и генуэзской торговли с Персией, Индией и Китаем и одновременно центром Танcкой епархии (Тана). Через этот город проходили пути миссионеров, направлявшихся в столицу Золотой Орды и далее в Китай. В 1395 А. был разрушен войсками Тимура, в 1471 захвачен турками. В 1696 его заняли рус. войска. С 1708 А. — центр Азовской губ., в 1711 возвращен Турции; окончательно закреплен за Россией в 1775. В 1776–82 А. — вновь центр Азовской губ.; с 1784 — заштатный город; с 1801 — посад Ростовского у. Екатеринославской губ.; с 1888 — в составе Области войска Донского; в 1926 вновь получил статус города.
Католическая община в А. сложилась в 1992, пастырскую работу в ней вел настоятель прихода в г. Батайске о. Ярослав Вишневский. Летом 1997 в А. был официально зарегистрирован приход Св. Марка, который приобрел частный дом, расположенный на месте, где в XIII–XV вв. находился кафедр. собор Св. Марка. В этом доме устроена часовня. В 1999–2000 в приходе А. несли пастырское служение монахи Ордена капуцинов. В наст. время большинство прихожан (ок. 50 чел.) составляют немцы, переселившиеся из Казахстана. Настоятель прихода — кармелит о. Павел Бодзиньский. При приходе действует воскресная школа, проводятся занятия по катехизации. Приход осуществляет благотворительную деятельность, опекая детей из неблагополучных семей и проводя реабилитацию наркоманов. Азовский катол. приход принадлежит к Апост. администратуре Юга европ. части России.
А. Меленберг