20 мая 2024
450 тысяч слов
+6 за сегодня

Значения слова акафист

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Католическая Энциклопедия
Православие. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Православный энциклопедический словарь
Словарь музыкальных терминов
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Эстетика. Энциклопедический словарь
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

акафист

акафист, акафиста, муж. (греч. akathistos - букв. такой, во время которого не сидят) (церк.). Род хвалебного церковного песнопения.

Культурология. Словарь-справочник

акафист

(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии - кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления - Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Католическая Энциклопедия

акафист

(греч. άκάθιστος) — хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. — седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от χαϊρε — «радуйся!») — приветственные обращения, последнее из которых — припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.

Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V — нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.

Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.

Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.

М. Насонова

Православие. Словарь-справочник

акафист

(греч. «неседальная песнь»)

   особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых и состоящее из основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуия». Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов. Автором этого акафиста считают или монофилитского патриарха Сергия (610-638), или Георгия Писидийского, летописца при императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь якобы в связи с нашествием россов.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

акафист

, а, м.

   Церковное хвалебное песнопение, которое слушали только стоя.

   * [Лукерья:] Прочту отче наш, богородицу, акафист всем скорбящим -дай опять полеживаю себе безо всякой думочки. // Тургенев. Записки охотника //; По воскресеньям в приемной кто-нибудь из больных по его приказанию читает вслух акафист. // Чехов. Палата № 6 // *

Православный энциклопедический словарь

акафист

(греч. - неседальный) одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы.

Словарь музыкальных терминов

акафист

(от гр. akathistos — не сидящий) — торжественное песнопение православной церкви, исполняемое стоя (отсюда — происхождение названия).

Словарь церковных терминов

акафист

(греч. неседальное (пение)) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом "Аллилуйя"). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII - IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII - XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Православная энциклопедия

акафист

(в переводе с греческого означает «неседальное пение»)

   одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.

   Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.

Эстетика. Энциклопедический словарь

акафист

(от греч. akathistos - букв, несидящий)

   хвалебные, молитвенные песнопения, исполняемые стоя в честь Иисуса Христа, Девы Марии и христианских святых. Акафист складывается из нескольких составных частей - вступительной строфы (кукулия), 12-ти кратких песен (кондаков), 12-ти более продолжительных песен (икосов). Кондаки и икосы чередуются. В конце каждого икоса звучит похвала (харейтизма). Все кондаки имеют припев «Алилуйя».

   Существуют акафисты Пресвятой Богородице (автор Роман Сладкопевец), Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и др. Они исполняются в католических храмах. В православных богослужениях их исполнение не предусмотрено, как не существует и запрета, что позволяет в отдельных случаях включать их в молебны, а также использовать в молитвах за пределами храма.

Энциклопедический словарь

акафист

(позднегреч. akathistos, от а - отрицательная приставка и греч. kathizo - сажусь), христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.

Словарь Ожегова

акафист

АКАФИСТ, а, м. Род хвалебного церковного песнопения.

| прил. акафистный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

акафист
  1. м.
    1. :
      1. Песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых, исполняемое в христианском богослужении стоя.
      2. Церковная служба, во время которой исполняется такое песнопение.
    2. Книга с текстами таких песнопений.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом акафист

  • Акафист был составлен в 1920-х годах епископом-исповедником Тихоном (Тихомировым) на основе акафиста святым Косме и Дамиану Римским, одобренного Святейшим Синодом в 1884 году.
  • Текст акафиста был отредактирован членами рабочей группы по кодификации текстов акафистов и выработке норм акафистного творчества Издательского Совета Русской Православной Церкви и получил предварительное одобрение Священного Синода.
  • Я стала про себя читать акафист святителю Николаю Чудотворцу, – не прекращая, читала его, и через 10–15 минут пробка рассеялась, как по мановению волшебной палочки, приехали на вокзал еще и с запасом.
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь Смоленской иконы был одобрен Синодом в 1914 году, Выдропусской – в 2013, акафист в честь Тихвинской Путеводительницы был написан в наши дни и опубликован по благословению архиепископа Херсонского Таврического Иоанна.