29 мая 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова акмеизм

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Культурология. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Эстетика. Энциклопедический словарь

Словарь Ушакова

акмеизм

акмеизм, акмеизма, мн. нет, муж. (от греч. akme - вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20-го в., противопоставлявшее себя символизму.

Энциклопедический словарь

акмеизм

(от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

Словарь Ожегова

акмеизм

АКМЕИЗМ, а, м. В русской литературе 20 в.: течение, провозгласившее освобождение от символизма.

| прил. акмеистский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

акмеизм

м.
Модернистское течение в русской литературе начала XX в., представители
которого, противопоставляя себя символистам, стремились к предметно-конкретному,
детальному изображению мира, к возвращению слову его первоначального, не
символического, значения.

Культурология. Словарь-справочник

акмеизм

(греч. acme – высшая степень, вершина)

направление в русской поэзии 1910-х гг. (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.), провозгласило отход от символизма, внимание к материальному миру, точному значению слова.

☼ литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов, И. Стравинский). А. возник как реакция на крайности "теургич. символизма", по отношению к к-рому акмеисты занимали противоположные позиции (антагонизм у С. Городецкого и преемственность у И. Гумилева). С символизмом акмеистов сближала общая цель: "жажда культуры", сочетающей в себе нац. традиции и европеизм; разъединяло — различие в выборе путей для достижения этой цели.

Атаки на символизм начались с выходом журнала "Аполлон" (1909). В программных статьях И. Анненского "О совр. лиризме", Л. Бакста "Пути классицизма в искусстве", М. Кузмина "О прекрасной ясности", H. Гумилева "Жизнь стиха" содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов. Параллельно внутри символизма, в к-ром никогда не было единства, обостряется борьба между сторонниками "реалистич. символизма", исповедующими "жизнетворчество" и "теургию" (Вяч. Иванов, Блок, Александр, А. Белый), и В. Брюсовым, поддержавшим акмеистич. лозунги автономности искусства и поэтич. ясности ("кларизм").

Начиная с 1909 идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев (стихотворение "Капитаны"). В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединяются в лит. содружество "Цех поэтов" (20 окт. 1911), название и устав к-рого были почерпнуты из традиций ср.-век. ремесленных гильдий. Синдиками в "Цехе" стали Гумилев и Городецкий, на правах учеников в него вошли А. Ахматова, Г. Иванов, Г. Адамович, H. Оцуп, О. Мандельштам, М. Лозинский, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Весной 1912 новое объединение получает свое имя. В октябре акмеисты организуют спец. журнал "Гиперборей" (ред. М. Лозинский), а в конце года Гумилева приглашают заведовать отделом критики в "Аполлоне", и журнал, т.о., превращается в рупор нового течения. Именно в нем появляются статьи Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" и Городецкого "Некоторые течения в совр. русской поэзии" (1913, № 1), третья запланированная статья О. Мандельштама "Утро акмеизма" выйдет лишь через шесть лет. Излагая эстетич. программу А., каждый из авторов определял его задачи по-своему. Поэтому А. изначально не обладал единой концепцией; в дальнейшем акмеисты свободно развивали свои творч. индивидуальности и вышли за тесные рамки школы (Гумилев, Ахматова, Мандельштам).

В области мировой лит-ры акмеистич. эстетика тяготеет к франц. традициям с их "светлой иронией и конкретностью". Гумилев указывает на Т. Готье ("безупречность форм"), Ф. Вийона (жизнеприятие), Ф. Рабле ("мудрая физиологичность"), сюда же относятся лирика "парнасцев" (Леконт де Лиль, Ж. М. де Эредиа) и опыт проникновения во "внутр. мир человека" у Шекспира. Из рус. лит-ры Гумилев выделяет поэзию Брюсова (стройность композиции, яркая изобразительность), Блока (мужественность художника перед лицом жизни) и Кузмина (очарование жизненных мелочей). Среди других видов искусства А. предпочитает живопись и графику: первобытное искусство, традиц. искусство народов Африки, Океании и Америки, творчество европ. художников до эпохи Возрождения, совр. примитивизм. Несомненное влияние на становление А. оказали идеи феноменологич. школы Гуссерля (см. Гуссерль) (ценность реального человека в реальном мире), популяризатором к-рых стал выходящий с 1910 междунар. ежегодник по философии культуры "Логос".

Осн. принципы А.: а) жизнеприятие (героика у Гумилева и Ахматовой); б) первобытно-звериный взгляд на мир, "адамизм" (Городецкий, М. Зенкевич "Дикая порфира"), В. Нарбут ("Аллилуйя"), Гумилев — афр. тематика; в) формальное совершенство, интерес к проблемам поэтики (статьи Гумилева "Анатомия стихотворения", "Письма о рус. поэзии", Мандельштама "О природе слова", "Заметки о поэзии", романо-герм. семинар в Петербург. ун-те; г) стремление видеть и показывать мир вещно и четко (Мандельштам — "Камень", "переживание предметности" — Ахматова); д) внимание к конкретному смыслу слова ("слово — материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание" — Мандельштам).

И среди художников, и среди критиков литер. программа А. вызвала разнополярные мнения: неприятие (А. Блок), отрицание самобытности (Шкловский) и, напротив, позитивный анализ (Жирмунский, "Преодолевшие символизм"). Однако и противники, и сторонники отмечали два важнейших недостатка программы:

1) жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться всеприятием и примирением со "страшным миром";

2) отрицание запредельности, тайны бытия грозило лишить творения акмеистов филос. глубины и значимости.

При всей строгости цехового устава А. не избежал действия центробежных сил. Верным правилам и, соответственно, неинтересным оставался лишь Городецкий, у остальных художников наблюдаются тенденции к разрушению гл. акмеистич. канонов жизнеприятия, вещности бытия и конкретности слова (Гумилев, "Огненный столп"; Ахматова, "Белая стая"; Мандельштам, "Tristia").

К началу Первой мир. войны интерес к А. угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается "Цех поэтов".

Позже были сделаны две попытки возродить былое содружество: Цех-11 (1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111 (1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха "Дракон").

Лит.: Поэтич. течения в рус. лит-ре кон. XIX-нач. XX в.: Хрестоматия. М., 1988; Смирнова Л.А. Рус. литра конца XIX – нач. XX в. М., 1993; Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетич. самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 8. М., 1994; Корецкая И.В. "Аполлон" // Корецкая И.В. Над страницами рус. поэзии и прозы начала века. М., 1995; Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История рус. лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995.

А.А. Лельков.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

акмеизм

(от греч. akme — высшая степень) — литературное направление, возникшее в русской поэзии 1910-х гг. Акмеисты стремились реформировать символизм, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", отстаивали возврат к материальному миру, естественному предмету, точному значению слова. Для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Рб: художественные методы и направления

Род: модернизм (1)

Перс: А. Ахматова, М. Кузмин, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут

* "Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками — вот принцип акмеизма" (Н.С. Гумилев).

"Всякое направление испытывает влюбленность к тем или иным творцам и эпохам... В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье" (Н.С. Гумилев). *

Эстетика. Энциклопедический словарь

акмеизм

(от греч. акте - вершина, пик, наивысшая степень чего-либо)

   понятие, введенное в художественно-эстетический язык в 1912 г. поэтами Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким, предполагавшими, что оно в наибольшей степени подходит для обозначения того нового литературного направления, к которому они относили помимо себя таких петербургских поэтов, как А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич. В 1912-1913 гг. акмеисты издавали свой журнал «Гиперборей», давший их направлению еще одно название - гиперборейцы.

   Эстетическая позиция поэтов-акмеистов была противоречивой. С одной стороны, они надеялись, что их направление явится достойным, обнадеживающим, перспективным выходом из того кризиса, в котором оказался русский символизм начала XX в. Творческие, эстетические принципы поэтов-символистов А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова представлялись им не соответствующими духу современной эпохи. Характерно название вышедшей в 1916 г. статьи В. Жирмунского об акмеистах: «Преодолевшие символизм». С другой стороны, акмеисты, несмотря на свой модернизм, охотно декларировали неразрывность тех связей, которые существуют между ними и классической эстетикой У. Шекспира (художественное проникновение во внутренний мир личности), Ф. Рабле (гимны жизнелюбивой, цветущей телесности), Ф. Вийона (трагизм существования, открытого и Богу, и пороку, и смерти и бессмертию). В результате возник причудливый синтез неоклассического и одновременно неоромантического характера, устремленный к достижению изысканной безупречности художественно-эстетических форм и нацеленный на высокие нравственные ориентиры, что в условиях модернистской расхристанности и декадентского имморализма требовало духовной отваги.

   ◘ Лит.: Лекманов О. А. Книга об акмеизме. - М., 1996.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc