акустика, акустики, мн. нет, жен. (от греч. akustikos - слуховой).
1. Отдел физики, изучающий звук.
2. Условия слышимости музыки или речи в помещениях. В этом зале нельзя устраивать концертов вследствие его плохой акустики.
в узком смысле слова—учение о звуке, т. е. упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом; в широком смысле — область физики, исследующая упругие колебания во всём диапазоне частот и их взаимодействие со средой. В военном деле достижения А. (особенно гидроакустики) находят широкое применение.
(греч. akustikos — слуховой)
в широком смысле — раздел физики, исследующий упругие волны от самых низкихчастот до самых высоких, в узком смысле — учение о звуке. Один из существенных элементов научных основ фоноскопической (вокало-графической) экспертизы.
учение об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкости (гидроакустика) и твердых телах, их взаимодействии с веществами и применении для решения практических задач. В узком смысле - учение о звуке.
(от гр. асuо — слушаю)
1. Раздел физики, изучающий свойства и закономерности звуковых явлений.
2. Условия для наиболее благоприятного распространения звуковых волн в помещениях.
(от греч. akustikos - слуховой), в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 - 1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.
АКУСТИКА, и, ж.
1. Раздел физики, изучающий звук.
2. Слышимость звуков музыки, речи в какомн. специальном помещении. Хорошая а. зала.
| прил. акустический, ая, ое.
— взятое с греческого наименование учения о звуке (см.). Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку его звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха), производимых вибрацией упругих тел; волны эти вызывают соответственные вибрационные колебания слуховых нервов. Строго говоря, звука не существует: он вызывается в самом ухе раздражением окончаний слуховых нервов передающимися ему колебаниями звучащего тела. Музыкальный звук ощущается при правильных, равномерных колебаниях барабанной перепонки уха, неправильные и неравномерные вибрации, равно как и смесь разных коротких звуков, производит впечатление шума. Орган слуха человека различает высокие и низкие звуки. Высокие звуки производятся быстрыми колебаниями, низкие более медленными. Самый низкий звук, или тон, различаемый еще человеческим ухом, обозначаемый тоном субконтра = С(С 2), производится 16 колебаниями в секунду. Верхний предел слышимости звука, неодинаковый для различных индивидуумов, лежит между 16000 и 33000 колебаний в секунду, следовательно, приблизительно между С на седьмой черте и С на восьмой черте (С 7 до С 8). Отношение чисел колебаний двух звуков называется интервалом. Звук или тон, делающий вдвое большее число колебаний, чем другой звук в одинаковый с ним промежуток времени, называется октавой последнего звука. Так, напр., звук, делающий 800 колебаний в секунду, есть следующая, более высокая октава звука, делающего 400 колебаний в секунду. Квинтой называется звук, делающий 3/2 числа колебаний данного звука (около 600 на 400). Большая терц данного тона получается при увеличении числа колебаний его в отношении 4 к 5 и т. д. Тоны, делающие в 2, 3, 4... 10 раз большее число колебаний, чем данный тон, называемый основным, называются обертонами его. Большинство музыкальных инструментов никогда не производит одного основного тона, каждый из них сопровождается рядом обертонов. Музыкальный оттенок инструментов зависит именно от того, какие обертоны сопровождают основной звук, или тон, и насколько они интенсивны (см. это сл.); флейта, напр., дает основной тон без всякой почти примеси обертонов. У фортепиано основной тон сопровождают до семи интенсивных обертонов. У скрипки основной тон сравнительно преобладает, но, тем не менее, его сопровождает ряд более высоких обертонов. Уже Пифагор (в VI веке до Р. Х.) понял верно музыкальное значение интервалов и отношение их к длине струн; но только гораздо позже одному из учеников Галилея, Мерсенне, удалось доказать, что высота звука обусловливается числом колебаний. Над дальнейшей разработкой А. особенно много потрудились Ньютон, Бернулли, Эйлер, Рамо, Хладни, Лаплас, Савар, Каньяр де Латур, Зеебек, Веберг, Гельмгольц, Кениг и др.
Важнейшее старинное сочинение по А. — это труды Хладни "Entdeckungen ü ber die Theorie des Klanges" (Лейпц., 1787); "Akustik" (Лейпц., 1802; 3 изд. 1830); затем нельзя не упомянуть: Биндзейля, "Akustik" (Потсд., 1839); Цамминера, "Die Musik und die musikalischen Instrumente in ihrer Beziehung zu den Gesetzen der A." (Гисс., 1855). Верную теорию оттенка звука дал Гельмгольц, "Lehre von den Tonempfindungen" (Брауншв., 1863; 4 изд., 1877); из новейших трудов по А. назовем: Маха, "Einleitung i n die Helmholtzsche Musiktheorie" (Грац, 1886); Айри, "On sound" (2-е изд. 1871); Тиндаля, "Der Schall" (нем. изд. 2-е 1874); Радау, "Lehre vom Schall" (2-е изд., Мюнх., 1875); Блазерна, "Die Theorie des Schalles in Beziehung zur Musik" (т. 24 der "Intern a t. wissensch. Bibliothek" (Лейпциг, 1876); Писко, "Neuere Apparate der A." (Вена, 1865).