22 ноября 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня

Ударение в слове алжир

Сколько слогов в слове алжир: 2.
На какой слог падает ударение: на 2 слог.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова алжир

Католическая Энциклопедия:

Алжирская Народная Демократическая Республика

гос-во в Сев. Африке; столица — Алжир; офиц. яз. — арабский; терр. 2381,7 тыс. кв. км; нас. 31,1 млн. чел.: мусульмане (сунниты) — свыше 99%, католики — 0,01%.

Исторический очерк

С XII в. до н.э. на побережье совр. А. появились финикийские колонии, ставшие основой гос-ва Карфаген; в III в. до н.э. возникло гос-во Нумидия. В 146 до н.э. на терр. А. утвердились разгромившие Карфаген римляне, но окончательное покорение Римом терр. А. произошло только в 40 н.э. Эпоха с I по V в. стала временем эконом. и культ. расцвета североафрик. провинций Рим. империи. Христианство проникло в эти земли во 2-й пол. II в., почти каждое крупное поселение имело своего епископа. В IV–V вв. ист. обл. Нумидия (как и Карфаген) стала центром распространения донатизма. Вторжение вандалов (429), исповедовавших арианство, повлекло преследование ортодокс. христиан. С 533 и до конца VII в. Сев. Африка находилась под властью Византии. Экспансия арабов (690–709) и последовавшая исламизация населения затруднили, а позже сделали совершенно невозможной проповедь христианства. Однако христ. общины под управлением епископов, сохранявших общение с Римом, просуществовали вплоть до 1150, а в 1076 Папа Григорий VII назначил епископа в Боне (совр. Аннаба). В XIII в. францисканцы пытались возобновить христ. миссионерство в Сев. Африке, но безуспешно.

Христ. присутствие в Сев. А. возобновили португальцы, взявшие Сеуту в 1415, а впоследствии — испанцы, занявшие в 1505–41 города Оран, Алжир и Мелилью. В 1516 пираты захватили г. Алжир, вытеснив испанцев с части прибрежной полосы; после этого алжирские пираты еще в течение трех веков нападали на берега Европы, нанося огромный ущерб ее морской торговле. Ок. 1540 в А., являвшемся крупным центром работорговли с нач. XVI в., появились франц. и исп. миссионеры из Ордена тринитариев, которые выкупали невольников-христиан. В XVII в. в А. также действовали мерседарии, с 1630 — францисканцы, а с 1650 — лазаристы, которые несли пастырское служение в Апост. викариате Алжира (1650–1827).

Новая страница в истории А. открылась в 1830, когда французы постепенно подчинили его своему влиянию, а в 1848 официально провозгласили частью франц. территории. В 1838 было учреждено Алжирское еп-во как суффраганат митрополии Экс-ан-Прованса; в 1867 оно было преобразовано в архиеп-во. Одновременно появились Константинское и Оранское еп-ва. Попытка христианизировать ист. обл. Кабилию с помощью основанной в 1868 первым архиеп. Алжира Ш. Лавижери Конгрегации белых отцов не увенчалась успехом. Деятельность этой конгр. (наряду с созданной годом позже Конгрегацией белых сестер) велась не только в А., но и во всей Африке. Положение катол. миссии осложнялось еще и тем, что проповедь среди мусульман была запрещена антиклерикально настроенными франц. властями, а нарушение запрета каралось высылкой из страны.

После Первой мировой войны в А. началось движение за равноправие, т.к. всей полнотой гражданских прав обладали лишь граждане франц. происхождения. Революция 1954–62 в А. привела к провозглашению нац. независимости 1.07.1962. В наст. время одновременно с ростом индустриализации страны и модернизации об-ва растут и радикальные настроения среди ислам. фундаменталистов. Развернутый ислам. экстремистами в сер. 1990-х террор в А. отразился и на положении Католической Церкви: в мае 1996 террористами были убиты 7 франц. монахов Ордена траппистов, а 1.08.1996 взрывом бомбы был убит катол. епископ П.-Л. Клаври. Действия ислам. террористов были осуждены представителями всех рел. общин А., в т.ч. и мусульманской. Конституцией А. гарантируется свобода вероисповедания, но положение христ. Церквей не закреплено в законодательном порядке. Нынешние католики А. — преимущественно иностранцы, потомки франц. колонизаторов, приезжие рабочие, беженцы и студенты из стран Латинской Америки и Африки.

Статистика Католической Церкви

В стране существует 1 митрополия, 3 епархии, 37 приходов, 5 епископов, 35 епарх. свящ., 64 монаха-свящ., 13 монахов, 184 монахини. Число католиков — 3 тыс.

Лит-ра: Культура современного Алжира: Сборник статей. М., 1961; Жюльен Ш.-А. История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко. М., 1961, т. 2; Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. М., 1981; Шевелев В.Н. Алжир: История, культура. Ростов-на-Дону, 1986; Алжир: Справочник. М., 1997; Lewicki T. Гtudes ibadites nord-africaines. Wwa, 1955, p. 1; Merad A. Maraboutisme et rОformisme en Algerie: Regard sur l’islam. P., 1964; Boudjedra R. La vie quotidienne en AlgОrie. P., 1971; PiЭ forti dell’odio: Gli scritti dei monaci trappisti uccisi in Algeria. Casale Monferrato, 1997.

Все значения

Предложения со словом алжир

  • На предпоследней прямой Бунгей все-таки оставил за спиной отчаянно сопротивлявшегося алжирца, а за 200 м к Бунгею пристроились Кипкетер и Мулаудзи.
  • Объективно младоалжирцы выражали точку зрения части алжирской буржуазии, которая рассчитывала ценой отказа от национальной самобытности полностью слиться с французской буржуазией, обеспечив тем самым свое финансовое благополучие и достойное место в иерархической структуре Французской республики.
  • ) и цензуры (одному Богу известно, какой именно), что виноваты погода на континенте (у них снег, а мы еще купаемся), алжирские телефонные сети (времен Первой мировой), армия, реквизирующая линии, бардак, устроенный Народным фронтом, троцкисты или английское правительство.
  • Чтобы не раскрывать своих замыслов, он ни у кого не стал спрашивать дорогу, а круто повернул направо, дошел до Бабассунских ворот, где из грязных лавчонок на него смотрели алжирские евреи, забившиеся по углам, как пауки, пересек Театральную площадь и, миновав предместье, вышел на пыльную Мустафскую дорогу.

Цитаты со словом алжир

  • Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: вот уже три года я путешествую, три года как я в Бувиле. И конца тоже нет — женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже — будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда — редко — вникаешь вдруг в свое положение: замечаешь, что тебя заарканила баба, что ты влип в грязную историю. Но это короткий миг. А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить.
    Жан-Поль Сартр, "Тошнота"
  • Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: вот уже три года я путешествую, три года как я в Бувиле. И конца тоже нет — женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже — будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда — редко — вникаешь вдруг в свое положение: замечаешь, что тебя заарканила баба, что ты влип в грязную историю. Но это короткий миг. А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить.
    Жан-Поль Сартр, "Тошнота"