20 мая 2024
450 тысяч слов
+63 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова американизм

все
Словарь Ушакова
Словарь Ефремовой
Католическая Энциклопедия
Вестминстерский словарь теологических терминов

Словарь Ушакова

американизм

американизм, американизма, муж.

1. только ед. Американский национализм.

2. Особенность английского языка в Соединенных Штатах Америки.

3. перен., только ед. Деловитость, практичность, американские приемы труда, американский бытовой уклад.

Словарь Ефремовой

американизм

м.
Слово, выражение, оборот речи, отражающие особенности английского языка,
функционирующего в Соединенных Штатах Америки, или заимствованные из
американского варианта английского языка.

Католическая Энциклопедия

американизм

движение, возникшее в кон. XIX в. среди католиков в США.

В основе А. лежало учение амер. католического свящ. и богослова Айзека Хекера (1819–88), а также определенные модернистские и либеральные идеи, выдвинутые некоторыми амер. церковными иерархами. Айзек Хекер был убежден, что живет в эпоху величайшего излияния на мир Св. Духа, Который якобы уже снизошел на него самого и на членов основанной им миссион. Конгрегации св. апостола Павла. В связи с этим он не видел необходимости для себя и своих последователей в соблюдении традиционных монаш. обетов и строгом подчинении авторитету Церкви. Кроме того, Хекер считал, что ему удастся обратить амер. протестантов, представив учение Католической Церкви в выгодном свете, но в действительности его метод вел к размыванию доктринальных границ катол. вероучения, приспособлению догматики к «требованиям времени» и сближению с протестантизмом.

Помимо указанных положений учения Хекера, немаловажной частью А. было требование отделения Церкви от гос-ва по амер. образцу и поддержка социальных преобразований. Проводником этих идей был кард. Д. Гиббонс (1834–1921), архиеп. Балтимора, вставший на защиту рабочего движения и сторонников социальных реформ. Еще одной составляющей А. стала «Американизация» — программа, развернутая архиеп. Сент-Пола Д. Айрлендом (1838–1918) в отношении иммигрантов и предполагавшая, помимо прочего, адаптацию программ приходских школ к программам гос. светских учебных заведений.

«Американизация» вызвала неприятие у многих амер. католиков. Архиеп. Нью-Йорка М. Корриган (1829–1902) усмотрел в программе Айрленда опасность для независимости церк. образования; архиеп. Милуоки Ф. Катцер расценил «Американизацию» как англосаксонский вариант «Культуркампфа». С др. стороны, идеи Айрленда, равно как и некоторые аспекты А. вообще, нашли поддержку у еп. Д. Кина (1839–1918), ректора Католического университета Америки, и у кард. Д. О’Коннела (1849–1927), ректора Северо-Американского колледжа.

В конце 1880-х о полемике между амер. церковными иерархами стало известно в Риме. В 1892 Конгрегация по распространению веры отказалась поддержать образовательный план Айрленда, а в 1893 Св. Престол направил в США архиеп. Ф. Сатолли для изучения проблемы на месте. В 1895 Папа Лев XIII в ап. послании Longinqua предостерег от понимания амер. варианта разделения Церкви и гос-ва как идеала взаимоотношений между ними. В том же году он настоял на отставке кард. О’Коннела с поста ректора колледжа; в 1896 в отставку с поста ректора ун-та ушел и еп. Д. Кин.

Кард. О’Коннел попытался популяризовать идеи А. в Европе. По сути, именно он в 1897 на 4-м Международном католическом конгрессе во Фрайбурге в докладе Американизм в жизни о. Хекера первым четко сформулировал осн. тезисы А. В том же году при содействии Айрленда вышел франц. перевод книги священника У. Эллиота Жизнь А.Т. Хекера. Однако идеи А. нашли в Европе только незначительную поддержку. Летом 1898 Папа Лев XIII распорядился образовать специальную комиссию для изучения вопроса об ортодоксальности А., а в 1899 опубликовал апост. послание Testem benevolentiae, в которой осудил определенные аспекты А.: признание превосходства естественных добродетелей над сверхъестественными и деятельных над созерцательными, отвержение авторитета Церкви и неприятие монаш. обетов как бесполезных и несовместимых с христ. свободой, а также методы апологетики, при которых учение Церкви приспосабливается к сиюминутным интересам.

После обнародования текста энциклики большинство сторонников А. (Гиббонс, Айрленд, Кин) согласились с осуждением этих положений, но отрицали, что придерживались их.

Лит-ра: McAvoy T. The Great Crisis in American Catholic History, 1895–1900. Chicago, 1957; Fogarty G. Vatican and Americanist Crisis. R., 1974; Idem. The Vatican and the American Hierarchy from 1870 to 1965. Wilmington, 1985.

А. Апполонов

Вестминстерский словарь теологических терминов

американизм

 ♦ (ENG Americanism)

   термин, возникший в ходе дискуссии, ведшейся в 19 в. в рамках римско-католической церкви по поводу того, насколько традиционная политика католической церкви может быть приспособлена к специфическим американским условиям. А. был осужден папой Львом XIII в его апостольском послании "Testem Вепе-volentiae" в 1899.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc