22 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова аминь

все
Словарь Ушакова
Католическая Энциклопедия
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

аминь

аминь (греч. amen, с др.-евр.).

1. в знач. утвердительной частицы. Истинно, верно - заключительное слово молитв и проповедей (церк.).

2. употр. в заговорах против т.н. нечистой силы, как магическое слово, заклинание (обл., нар.-поэт.). Аминь, аминь, рассыпься!

3. В знач. сущ. аминь, аминя, муж. Конец кому-чему-нибудь (прост. устар.). «Вмиг аминь лихой забаве: попадешься на копье.» Пушкин. Тут ему и аминь пришел.

Католическая Энциклопедия

аминь

(древнеевр. ‘amen — воистину, да будет так, греч. άμήν, лат. amen), в христ. молитвенной и богослужебной практике — заключительное слово славословия и др. молитв, выражающее утверждение или согласие. Возглас А., звучавший в ответ на славословие, проклятие или благословение, был частью в.-з. богослужения и служил свящ. знаком верности Богу. А. неоднократно встречается в в.-з. текстах (впервые — в Числ 5, 22), обычно — как часть славословия: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! Аминь, аминь!» (Пс 41, 14; см. также 1 Пар 16, 36; Неем 8, 6). А. нередко звучит в устах Иисуса Христа, когда Он стремится придать Своим словам особую убедительность. В НЗ А. употребляется также и как одно из имен Божиих (Откр 3, 14). А. уже в I в. использовалось в христ. традиции как завершение молитвы, о чем свидетельствуют тексты НЗ (Рим 16, 20.24; Гал 1, 5; Откр 5, 14), а также др. тексты (Юстин Философ, Апология I, 65, 3–4; Дидахе 10, 6). В лат. обряде А. завершает многие молитвы, гимны, песнопения, а также некоторые молитвенные формулы при совершении таинств и сакраменталий. Св. Иероним свидетельствует о деятельном участии верных в литургии, совершавшейся в рим. базиликах: «... звучит Аминь, подобно грому с неба». Ипполит Римский упоминает (Traditio Apostolorum 23, 6) об обычае произнесения А. причащающимися, подтверждающими т.о. свою веру в присутствие в евхаристическом Хлебе Христа. Сознательное и деятельное участие верующих в богослужении (SC 14) основано в т.ч. и на произнесении А., выражающем веру в осуществляющееся таинство. В ср.-век. зап. традиции хор пел А. по окончании малого славословия и большинства молитв, а также после Gloria и Credo во время мессы; в лютеранской традиции А. начали добавлять и к др. песнопениям. Уже в эпоху одноголосного пения возникла тенденция к выделению слова А. при помощи украшения его мелодическими распевами (наподобие возгласа аллилуйя). В эпоху многоголосного полифонического искусства А. подчеркивается еще больше: так, в первой сохранившейся многоголосной авторской мессе Г. де Машо А. отделяется от Gloria и Credo стилистически и звучит как самостоятельный раздел; с сер. XVI в. англ. композиторы сочиняли короткие полифонические А., а к сер. XVII в. сложилась традиция развернутых фугированных А. с многократным повторением этого слова (в т.ч. в качестве самостоятельных сочинений); наиболее яркие и грандиозные образцы А. встречаются в мессах И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, в оратории Г.Ф. Генделя Мессия.

Лит-ра: Salomon P. Les «Amens» du Canon de la Messe // Ephemerides liturgicae 42 (1928), 496–506; Harter W. Amen: Redaktionsgeschichtliche Untersuchung zur EinfЯhrungsformel der Herrenworte «Wahrlich Ich sage euch». ZЯrich, 1969; Berger K. Die Amen-Worte Jesu: Eine Untersuchung zum Problem der Legitimation in apokalyptischer Rede. B., 1970; Wallis G. Alttestamentliche Voraussetzungen einer biblischen Theologie geprЯft am Glaubensbegriff // Theologische Literaturzeitung 113 (1988), 1–13; HКuІling A.A. Akklamationen und Formeln. Regensburg, 1990.

М. Насонова

Библейская энциклопедия арх. Никифора

аминь

   (истинно, да будет; Вт 27:15). Это слово, хотя и при различном употреблении, существенно имеет одно и то же значение. Оно служит подтверждением ответа и употребляется для обозначения согласия или совершенной уступки. Оно иногда переводится словом: истинно, и часто употреблялось Господом, когда Он изрекал какую либо важную и тождественную истину. Повторение этого слова: истинно, истинно, говорю вам, усиливает подтверждение. Между первенствующими христианами было обычным делом для всех присутствующих при Богослужении произносить: аминь! в конце каждой молитвы, или при принесении благодарения (1 Кор 14:16). Иудейские писатели говорят: нет ничего выше в очах Божиих, как слово аминь, которым Израильтянин подтверждает свою речь. Обетования Божии суть аминь, потому что они сделались верными и несомненными во Христе (2 Кор 1:20). Слово аминь служит одним из наименований нашего Господа (От 3:14), так как Он есть верный и истинный Свидетель. Слова аминь и аминь служат красноречивым и возвышенным заключением одной из торжественных песней Давидовых (Пс 40:14).

Православие. Словарь-справочник

аминь

(евр. «истинно», «верно», «да будет»)

   ритуальное слово, не имеющее точного перевода. Произносится в завершение слов молитвы, проповеди как знак непреложной истины.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

аминь

, неизм. (церк.-сл.).

   1. Верно, истинно, заключительное слово христианских молитв, проповедей.

   2. Конец чему-либо.

   * Вмиг аминь лихой забаве: Попадешься на копье. // Пушкин. Стихотворения // *

   3. АМИНЬ, АМИНЬ, РАССЫПЬСЯ - магические заклинания против нечистой силы.

   * Я сердцу, полному мечтою, "Аминь, аминь, рассыпься!" говорю. // Пушкин. Стихотворения // *

Энциклопедия иудаизма

аминь

(Амен)

   Это слово встречается в Библии неоднократно в значении "верно" или "да будет!", "да исполнится!". Чаще всего это слово выражает согласие или подтверждает клятву: "И отвечал весь народ, и сказали: А." (Вт. XXVII, 15) ; пожелание: "А., да скажет это Господь, Бог мой, господину моему, царю" (I Ц. I, 3.); благословение и славословие Господу: "Благословен Ты, Господь, Бог Израиля, от века и до века. А. и А." (Пс. XLI, 14).

   Из следующих стихов: "И ответил весь народ: А. и A." (Hex. VIII, .) и "И сказал весь народ: А. и аллилуйя" (Пс. CVI, 48) явствует, что принято было возглашать "Амен!" после молитв и благословений Когенов* и левитов*.

   В наши дни принято говорить "А." после каждого благословения.

   Отвечающий: "А." - как бы сам благословляет, а говорящий "А." в ответ на чью-то клятву, как бы клянется сам.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

аминь

ам’инь (истинно, да будет так) — слово, подтверждающее высшую истинность заявления и согласие со сказанным (Чис.5:22 ; Втор.27:14 -26). Господь часто говорил: «Истинно, истинно (в оригинале — аминь, аминь) говорю вам...» Он Сам назвал Себя «Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк.3:14), «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» — в славу Божию, чрез нас» (2Кор.1:20). Этим словом оканчиваются молитвы христиан, многие Послания Апостолов и некоторые псалмы.

Православный энциклопедический словарь

аминь

(с др.-евр.) - воистину, верно, бесспорно, так будет, да. Произносится в конце молитв.

Словарь церковных терминов

аминь

(греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.

Православная энциклопедия

аминь

(в переводе с еврейского означает «истина»)

   выражает согласие с вышесказанным. В христианском богослужении используется без перевода.

Вестминстерский словарь теологических терминов

аминь

 ♦ (ENG amen)

 (от евр. - твердый, установленный; в форме наречия -определенно, несомненно)

   в Библии используется как признание обоснованности и надежности сказанного. Литургически при провозглашении веры и согласия имеет смысл: "Истинно, истинно говорю вам". Нек-рые высказывания Иисуса Христа начинаются с этих слов (Ин. 1:51; 6:26, 32).

Энциклопедический словарь

аминь

(греч. amen, от др.-евр. - да будет верно, воистину), традиционное заключительное слово молитв и проповедей в христианстве и иудаизме.

Словарь Ожегова

аминь

АМИНЬ.

1. В христианском богослужении: заключительное восклицание молитв, проповедей в знач. верно, истинно.

2. нескл., м. и в знач. сказ., кому-чему. Конец, смерть (устар.). А. пришёл комун.

Словарь Ефремовой

аминь
  1. м.
    1. Заклинание, просьба.
    2. Конец.
  2. предикатив разг. Всё, всё кончено, конец.
  3. частица Истинно, верно, да будет так (заключительное слово христианских молитв и проповедей).
  4. межд. разг. Употр. как магическое заклинание спасти от нечистой силы.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

аминь

— еврейское слово, перешедшее в христианские языки, имеет значение удостоверения: да будет, верно, воистину. Как у евреев благословение, которое при окончании всякого богослужения дается присутствующим, скрепляется словом аминь, так еще первые христиане стали заключать тем же словом всякое благословение, всякую молитву и проповедь.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом аминь

  • Расстелите исподнюю рубаху больного, а на нее поставьте свечу и узелок с яйцами, читайте трижды, не говоря «аминь».
  • Расстелите исподнюю рубаху больного, а на нее поставьте свечу и узелок с яйцами, читайте трижды, не говоря «аминь».
  • Каждый раз называет имя и сплевывает трижды до завязывания и трижды после завязывания узелков, но перед «аминь».
  • Расстелите исподнюю рубаху больного, а на нее поставьте свечу и узелок с яйцами, читайте трижды, не говоря «аминь».