ампир, ампира, муж. (франц. empire, букв. империя) (иск.). Художественный стиль, преим. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19-го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир.
(от франц. empire - империя) - художественный стиль в одежде, архитектуре, прикладном искусстве. Возник под влиянием французской революции 1789-1794 гг. Основная черта стиля - демократизация и упрощение. Женское платье освободили от корсета (затем он вновь вошел в моду), платье становится легким, открывает руки и шею. Упростились и мужские костюмы, стали строже. Рубашки начали шить с высокими воротниками, украшать галстуками. Главное требование к одежде - хороший покрой и элегантность. Изменились и прически. Форму женской головы подчеркивали гладко причесанными волосами, которые укладывали в сеточку, сделанную из ниток или заплетали в косы.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
(от франц. empire, букв. - империя)
стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
|
* * *
архитектурный стиль, сложившийся в начале XIX в. во Франции и распространившийся в Европе.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
(франц. empire - власть, господство, империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре (первая четв. XIX в.), возникший во Франции, в период империи Наполеона I. Для ампира характерны стремление к строгой торжественной монументальности, обращение к древнеримским декоративным образцам (эмблемы, военные трофеи и проч.), пышность и богатство.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.
Рб: стиль
Род: стиль (в искусстве)
Асс: классицизм
* "Для ампира характерно стремление к монументальности и величественности, строгости и порядку художественных форм" (М.Ф. Овсянников). *
АМПИР (от франц. empire – империя) – см. Классицизм
стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (ликторские связки, лавровые венки, факелы, гении славы и т.д.), в окраске зданий — нейтральные цвета (преимущественно жёлтый). В московской архитектуре ампир получил широкое распространение в процессе восстановления и реконструкции города после пожара 1812 (главным образом под руководством О.И. Бове). В Москве появились величественные общественные здания (Большой театр, Вдовий дом, Манеж, Провиантские склады). Однако в основном облик «ампирной» Москвы определили уютные особняки и городские усадьбы (дом Луниных, усадьба Усачёвых—Найдёновых; постройки А.Г. Григорьева — дом Лопухина — Станицкой, ныне Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке, 11, 1817—22, и др.).
Литература: Аркин Д.Е., Классицизм и ампир в Москве, «Архитектура СССР», 1935, № 10 — 11; Федоров-Давыдов А.А., Архитектура Москвы после Отечественной войны 1812 года, М., 1953; Николаев Е.В., Классическая Москва, М., 1975.
(от франц. empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
АМПИР.
1. а, м. Возникший во Франции в конце 18 нач. 19 в. стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам.
2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура а.
| прил. ампирный, ая, ое (к 1 знач.).