(Amsterdam), столица Нидерландов. 695 тыс. жителей (1990, с пригородами св. 1 млн. жителей). Порт на Северном м. (грузооборот св. 20 млн. т). Международный аэропорт Схипхол. Машиностроение (авиационное, судостроительное, электронное), химическая, нефтеперерабатывающая, полиграфическая, фармацевтическая промышленность. Традиционное ювелирное производство, алмазогранение. Метрополитен. 2 университета. Государственный и городской музеи, Дом Рембрандта. Ок. 50 каналов, 500 мостов. Игры IX Олимпиады (1928). Впервые упоминается в 1275. В 17 в. центр торговли и кредита мирового значения. В 1795-1806 столица Батавской республики, позднее - Нидерландского королевства. Ворота Синт-Антониспорт (ныне исторический музей, 15-17 вв.); готическая Старая церковь (осн. в 13 в.) и Новая церковь (15-16 вв.); Северная и Восточная церкви (обе - 17 в.).
(Amsterdam, первоначально Amstelredam ≈ плотина на р. Амстел), столица Нидерландов, важный экономический центр, самый большой по населению город страны и крупный морской порт. 866,4 тыс. жителей (1967); с пригородами свыше 1 млн. жителей (в начале 18 в. ≈ 100 тыс. жителей; в 1920 ≈ 642 тыс. жителей; в 1946 ≈ 769 тыс. жителей; в 1958 ≈ 872 тыс. жителей).
Управление городом осуществляет муниципальный совет (избирается населением на 4 г.), его возглавляют бургомистр, назначаемый королём на 6 лет, и 2≈7 ольдерменов (Wethouders), назначаемых советом из числа его членов. Бургомистр в вопросах поддержания общественного порядка действует, как глава полиции.
А. занимает выгодное транспортно-географическое положение в дельте р. Амстел, у залива Эйселмер связан 2 каналами с Северным морем. Благодаря каналу Нордзе принимает океанские суда. По грузообороту (17,9 млн. т в 1968) занимает 2-е место в стране после Роттердама. А. связан каналами, ж. д. и шоссе с Гаагой, Роттердамом и др. городами Нидерландов и через Рейн ≈ с ФРГ. В А. международный аэропорт Схипхол (обслуживает до 8 млн. пассажиров в год).
Доля А. в национальном доходе страны составляет 1/10 часть. А. является одним из крупнейших в мире финансовых и торговых центров (здесь происходит до 39% банковских и жироопераций страны; на А. приходится до 15% розничной и оптовой торговли). В А. находятся Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных коммерческих банков: «Алгемене банк Недерланд», «Амстердам ≈ Роттердам банк» и др., правления многих промышленных и судоходных компаний, торговая биржа.
В А. и пригородах размещаются предприятия машиностроения и электротехнической промышленности (1/3 занятых в промышленности города); особенно развиты авиастроение, производство счётно-решающих устройств, машиностроение (включая судостроение); имеются химическая (кислоты, удобрения, лаки и краски), деревообрабатывающая (значительное лесопиление) промышленность; нефтепереработка (завод мощностью 4 млн. т в год). В А. широко представлены швейная (с 1968 действует один из крупнейших в мире центров ≈ Дом одежды, сосредоточивающий примерно 1/2 оборота этой отрасли в стране), пищевая, традиционно связанная с использованием привозного сырья и полуфабрикатов (переработка какао, кофе, табака, кокосового масла, а также местных и привозных сахарной свёклы, картофеля, зерна), промышленность. А. издавна известен как крупный центр гранения алмазов и торговли ими.
В послевоенный период в А. наблюдается рост числа занятых в сфере обслуживания (до 60% в 1968) и сокращение числа занятых в промышленности (за 1960≈68 на 15% ).
Старое ядро А. ≈ район плотины на р. Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом в стиле голландского классицизма (бывшая ратуша, 1648≈55, архитектор Я. ван Кампен ). В 1610≈62 прорыты полукольцевые и радиальные каналы (всего в А. около 50 каналов, около 500 мостов). В старом городе вдоль озеленённых набережных ≈ жилые дома и склады с узкими фасадами, патрицианские дома, госпитали, приюты, здания гильдий и компаний 16≈18 вв.; городские ворота и башни 15≈17 вв.; церкви ≈ готические (Ауде керк и Ньиве керк, 15≈16 вв.) и с чертами классицизма (Зёйдеркерк, Вестеркерк и Нордеркерк, 1-я треть 17 в., архитектор X. де Кейсер). В 19 в. П. И. X. Кёйперс построил в духе нидерландской готики Государственный музей (1877≈85) и Центральный вокзал (1881≈89). Здание биржи (1897≈1903, архитектор X. П. Берлаге ) положило начало новой застройке А., развивающегося к Ю. (планы 1902≈17, архитектор Берлаге, застройка в национально-романтическом духе, архитектор M. де Клерк и др.), З., С., С.-В. и Ю.-В. (план 1935, архитектор К. ван Эстерен, планировка и застройка в духе функционализма ). Много крупных построек 20 в. (архитекторы И. M. ван дер Мей, К. П. К. де Базел, И. Ф. Стал, В. M. Дюдок и др.). В А. ≈ Государственный музей (см. Рейксмюсеум ), Городской музей (искусство 19≈20 вв.), Дом Рембрандта и др. музеи.
А., первоначально рыбачий посёлок, впервые упоминается в 1275. В 1300 (или 1301) получил городское право. Ко времени Нидерландской буржуазной революции 16 в. занимал ведущее место среди торговых городов Северных провинций. Примкнув к революции только в 1578, А., однако, более всего выиграл от неё. В 17 в., в условиях экономического подъёма в Голландии, стал центром торговли и кредита мирового значения (этому способствовал упадок главного торгового соперника А. ≈ Антверпена ). Вслед за созданием в А. в 16 в. биржи был основан в 1609 разменный банк. В 1795≈1806 А. ≈ столица Батавской республики , затем Нидерландского королевства. Новый экономический подъём (после временного упадка в 18 ≈ начале 19 вв.), начавшийся со 2-й половины 19 в., был связан с развитием капиталистической промышленности, банковского дела, колониальной торговли. А. ≈ крупнейший центр рабочего движения в стране. Играл ведущую роль во всеобщей стачке 1903, в февральской забастовке 1941 против немецко-фашистских оккупантов (был оккупирован немецко-фашистскими войсками с мая 1940 по май 1945).
Лит.: Бааш Э., История экономического развития Голландии в XVI ≈ XVIII вв., пер. с нем., M., 1949; Brugmans H., Geschiedenis van Amsterdam, dl 1≈8, Amst., 1930; D'Ailly A. E. [ed.], Zeven eeuwen Amsterdam, dl 1≈6, Amst., 1942≈51.
Г. И. Ященко.