амулет, амулета, муж. (лат. amuletum, с араб.). Носимая на теле вещица, которой суеверно приписываются целебные или предохранительные от болезней и зол свойства; талисман, ладанка.
(от араб. hamala — носить) — предмет, якобы обладающий чудодейственной силой и способный придавать его владельцу сверхъестественную власть над людьми и явлениями природы, а также охранять человека от болезней и несчастных случаев, «злых чар» и т.д.
(лат. amuletum) - какой-либо небольшой предмет, носимый на теле как средство, якобы предохраняющее от болезней, несчастья.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
оберег, в магических представлениях предмет, способный охранять владельца.
или Талисман ("Камея")
Магические знаки, написанные на пергаменте или начертанные на драгоценном камне, а также куски пергамента или бумаги, украшенные магическими символами или словами, используемые как талисман или средство врачевания. Амулет носили на шее или прикрепляли его к стенам дома, где лежит больной или роженица. Хазал*, судя по текстам Талмуда, не видели в амулете ничего священного. Посему не следует спасать амулет в Субботу из горящего дома, и в Субботу же запрещено выходить с амулетом.
Источник веры в силу амулета - сравнительно позднего происхождения, и в течение всего периода Талмуда Хазал стремились уничтожить это суеверие. Формулы амулетов содержатся в книге "Мал'ах Разиэль" ("Ангел Разиэль"). В этой же книге имеются объяснения, как изготовлять амулеты.
Амуле́т - какой-либо предмет, обладающий магическими свойствами, охраняющий своего владельца или используемый им для совершения магических актов.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
(от лат. amuletum) (апотропей, оберег), предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий.
АМУЛЕТ, а, м. Предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья.
| прил. амулетный, ая, ое.
м.
Небольшой предмет, обычно носимый на теле человека и - по суеверным
представлениям - являющийся магическим средством против болезней, несчастий и
т.п.
— вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр. камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А. упоминается у Плиния и означает средство против яда. Производят слово это — различно: по одному мнению, оно происхождения лат.(от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному, — арабского (hamala, носить) и перешло к нам, как и выражающее то же понятие слово "талисман" (см. это сл.), от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму скарабея (см. это сл.). Ветхий Завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все-таки у евреев как наследие язычества встречаются А. в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие X XXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке, и т. д. Цицит же и тефилим, т. е. кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков симпатическое предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые, по древнеиталийскому обычаю, заключались в футлярики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово ίχθύς, т. е. рыба, заключает в себе начальные буквы греческих слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель", принадлежат к чисто христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иудейско-каббалистического, напр. так называемые абраксас — амулеты василидианцев и других гностических сект II-го века после Р. Х., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия, и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре. На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, "Palaeographia critica" (том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, "Ueber А." (Майнц, 1827).
м. и амулетка ж. талисман; оба слова искаженные арабские; привеска, ладанка; охрана от порчи, охранное зелье, оберег, зачур; приворотный и отворотный корень; заговорное, наговорное зелье, корень и пр.
предмет, применявшийся в народной и жреческой медицине как магическое средство для предохранения от болезней и ран или для лечения больных.
(от лат. amuletum), предмет, которому суеверно приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезни и «злых чар». Вера в силу А. возникла в связи с первобытной магией и фетишизмом , но сохранилась до наших дней у многих народов как пережиток. Даже христианская церковь, осуждая суеверия, продолжает применять А. под видом нательных крестов и ладанок, якобы оберегающих верующих от «нечистой силы».