(греч. anakoluthon — непоследовательность). Грамматическая несогласованность членов предложения, допущенная по недосмотру или умышленно как стилистический прием. Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания (Лермонтов) (если первые слова рассматривать не как обращения, а как обособленные определения, то нарушено их согласование с определяемыми местоимениями; ожидалось бы продолжение: ..вы...). Часто встречается нарушение синтаксической связи между началом и концом предложения, так называемое смещение (перебой) конструкции. Например:
В службе и в жизни он (штабс-капитан Краут) был так же, как в языке: он служил прекрасно, был отличный товарищ, самый верный человек по денежным отношениям; но просто, как человек, именно оттого, что все это было слишком хорошо, чего-то в нем недоставало (Л.Толстой) (начало последней части предложения построено как личная конструкция, а конец — как безличная). Священники, мечети — их совсем незаметно на бойком фоне новых зданий, зеркальных витрин, кинореклам (М. Кольцов) (вместо ожидаемого после первых слов продолжения: ..они совсем незаметны...).
♦ "Приказываю дать Каткову первое предостережение за эту статью и вообще за все последнее направление, чтобы угомонить его безумие и что всему есть мера". Резолюция Александра III (Феоктистов, 253). Надпись в гостинице: "Не разрешается пребывание в комнате без разрешения коменданта в свое отсутствие посторонних лиц, а также давать посторонним лицам ключи от комнаты". Маяковский: "Москва не как русскому мне дорога, а как боевое знамя".
грамматический разрыв в построении предложения, несоответствие структуры конца предложения его началу. В большей или меньшей степени анаколуф свойствен всем языкам. Он является одним из стилистико-синтаксических средств, встречающихся в разговорной речи и художественной литературе, в котором экспрессивное начало доминирует над логическим.
стилистическая фигура, согласование частей фразы по смыслу, но вопреки грамматическим нормам; в данном случае изображен процесс опознания лица, имеющего право доступа на объект, с помощью "пароля и отзыва" - слов, известных только имеющему данное право (смысл слов не имеет значения):
* "Карманные фонарики выхватили из мрака ячейки маскировочной сетки. Анаколуф? - Авокадо!" - Повторение *