аналогия, аналогии, жен. (греч. analogia). Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-нибудь.
(греч. analogia соответствие, сходство)
сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.
(от греч. analogia.) — соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям, в речи учителя — разъясняемым языковым понятиям, как известно, абстрактным и далеко не ясным учащимся. Иными словами, это создание учителем словесно-образной наглядности, в основу которой кладется какая-то картина, эпизод, оценка, факт, событие из пережитого детьми жизненного опыта; рисуемый пример должен быть конкретен, тогда он явится каналом к пониманию учебного материала. А. должна быть естественной и простой по содержанию и по форме изложения (разговорный синтаксис, лексика, интонационная свобода). Использование А. в объяснительной речи учителя увеличивает силу последней, а значит, учебный материал усваивается лучше. Объяснительная речь учителя с привлечением А. развертывается как два микротекста: первый — с опорой на образ, хорошо знакомую детям картину (это и есть А.), второй — суть изучаемого понятия.
Такие вводящие речения, как приведу следующий пример..., припомним, как..., представьте себе..., подобно тому как..., являются вербальными сигналами А., но их может и не быть. «Мостиком» от А. к научной информации могут служить следующие речевые стереотипы: вот точно так же..., так (же) и..., подобно этому..., аналогично этому....
Лит.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1975. — С. 36—39; Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — М.;Л., 1952. — Т. 7; Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — С.20; Философский энциклопедический словарь. — М., 1988. — С.26; Ша-лыгин А. Теория словесности и хрестоматия.— СПб., 1914.
Н.Б. Якимова
(греч. analogia — соответствие). Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. Встречаются образования по аналогии, изменения по аналогии, распространение по аналогии. Так, благодаря аналогии приобретают один общий вид морфемы, разошедшиеся вследствие фонетических изменений в своем звуковом оформлении. Например, современные формы дательного падежа руке, ноге, восходящие к древнерусским роуцh нозh с чередованием конечного согласного (к), (г) основы (ср.: роука, нога), образовались по аналогии с более продуктивной моделью нора — норе, в которой чередования согласных основы не было. У глагола икать вместо прежней формы ичу появилась в литературном языке форма икаю по аналогии с продуктивным классом глаголов типа читать — читаю.
(от греч. analogia — сходство, соответствие)
1) сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями; подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения;
2) (в биологии) сходство органов или их частей, разных по происхождению, но одинаковых по функции. Аналогия в этом случае — результат биологической конвергенции, при которой появление аналогичных органов свидетельствует лишь о приспособлении организмов к одинаковым условиям среды обитания (жизни) (например крылья птиц и насекомых).
(греч. άναλογία — соотношение, пропорция) — неполное подобие, основанное на соответствующих отношениях подобных предметов.
В Библии часто используется язык А. в виде метафор, аллегорий, притч, сравнений и символов. Слово άναλογία дважды встречается в Септуагинте (3 Макк 7, 7; Прем 13, 5) и дважды в НЗ (Рим 12, 6; Евр 12, 3). Идея познания Бога по А. с творением содержится в Книге Премудрости Соломона: «... ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13, 5). Такую А. Творца и творения называют аналогией сущего (analogia entis). В Рим 12, 6–8 ап. Павел говорит об использовании дара пророчеств и др. даров соответственно (досл. «аналогично) вере; это т.н. аналогия веры (analogia fidei).
В философии. У Аристотеля А. — способ высказывания, средний между однозначным и многозначным, в котором предикат относится к нескольким предметам на основе возникающего подобия отношений по принципу пропорциональности. Напр., жабры у рыбы аналогичны легким у человека в том смысле, что выполняют одну и ту же функцию (между ними существует такая пропорция: «отношение жабр к рыбе такое же, как легких к человеку»). Понятия акта и потенции также приписываются разным вещам по А. (желудь — это дуб в потенции, как камень — это изваяние в потенции). Умозаключение по А. является вероятным.
Фома Аквинский, опираясь, с одной стороны, на неоплатонические интерпретации философии Аристотеля, а с другой — на использование в христ. традиции термина А. для отношений между Творцом и творением, существенно расширил филос. учение об А. В томизме выделяется 3 типа А.: 1) метафорическая А. — перенесение предиката, обозначающего событие, процесс или предмет, на другой объект, которому этот предикат в прямом смысле не свойствен (ребенок улыбнулся — счастье улыбнулось); 2) атрибутивная А. — признак одного предмета производным образом переносится на др. предметы (здоровый человек — здоровая пища, здоровый цвет лица); 3) А. пропорциональности (как у Аристотеля). Наиболее важной является трансцендентальная А., которая относится к существованию, истине и благу любого конкретного бытия. Согласно Де Вио и традиционному томизму, трансцендентальная А. у Фомы Аквинского — частный случай А. пропорциональности (каждое сущее наделено существованием, истиной и благом пропорционально своей природе). Напротив, согласно Суаресу и большинству неотомистов XX в., начиная с Жильсона, трансцендентальная А. в наиболее зрелых работах Фомы Аквинского представляет собой частный случай атрибутивной А. (каждое сущее наделено существованием, истиной и благом благодаря своей причастности к Богу, Который по преимуществу представляет Собой Бытие, Истину и Благо).
Осн. достоинство томистского понятия А. состоит в том, что оно объясняет, каким образом мы относим к Богу те или иные признаки (благость, могущество, знание, любовь): они позволяют осмысленно говорить о Боге по А. с творением, сознавая при этом некоторую неопределенность и ограниченность этой А. (т.к. благость Бога безмерно превосходит всякую благость любого творения и т.д.).
В богословии. Опираясь на А. между Творцом и творением, Отцы Церкви создали язык богослужения, а также сформулировали основы вероучения. Описывая различия А., они тем не менее подчеркивали положение, сформулированное св. Августином: «Deus semper major» («Бог всегда больше [всех наших представлений о Нем]»), указывая т.о. на ограниченные возможности метода А. в богословии. Учение об А. в богословии начало формироваться на IV Латеранском соборе и окончательно было сформулировано на I Ватиканском соборе. Разум, просвещенный верой, с помощью А. может приблизиться к пониманию тайн веры, но никогда не будет способен постичь их до конца.
Лит-ра: Phelan G. St. Thomas and Analogy. Milwaukee, 1941; Lyttkens H. The Analogy between God and the World. Uppsala, 1952; Mascall E.L. Existence and Analogy. Chicago, 1960; McInerny R. The Logic of Analogy. The Hague, 1961; Montagnes B. La doctrine de l’analogie de l’Рtre d’aprПs Saint Thomas d’Aquin. Lv.–P., 1963; Kasper W. Die Methoden in Dogmatik. MЯ., 1967; Stępief A., Krampiec A.M., Bejze B., Mikołajczak B. // EK 1, 491–510.
К. Войцель, А. Горелов
(от греч. analogia - соответствие)
вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. - один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. А. не является строгим методом доказательства, однако применение А. часто приводит к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта. А. содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. А. способствует расширению познавательных возможностей учащихся, однако А. необходимо сочетать с более строгими формами доказательства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)
применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии и таких норм
общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права или правового института. АНАЛОГИЯ служит средством разрешения конкретных дел при наличии пробела в праве, т.е. когда определенный вопрос должен решаться юридическими средствами, но такое его решение не предусмотрено законодательством или предусмотрено не полностью.
(греч. analogia — соответствие, сходство)
сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо их свойствах. Умозаключение по А. означает перенесение знаний, полученных при рассмотрении одного объекта, наменее изученный объект, сходный посущест-венным свойствам и качествам. Умозаключения по А. — один из источников научных гипотез. Метод А. используется при построении криминалистических версий, при анализе данных о способе совершения преступлений в процессе разработки частных криминалистических методик и др.
понятие, выработанное Аристархом и др. александрийскими учеными II в. до н. э. и утверждавшее регулярность в языке и единообраз. изменение «сходных» слов. Принцип аналогии использовался в установлении типов склонения и спряжения. Формы, не отвечавшие требованиям аналогии, устранялись как неправильные. Принципу аналогии стоики (Кратет и др.) противопост. принцип аномалии, т. е. отсутствие регулярности в языке и неупорядоченность форм. Спор аналогистов и аномалистов известен гл. обр. из высказываний Варрона.
Б.Х.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(от греч. analogos — соответственный, соразмерный) — сходство между объектами, явлениями, фактами в каком-либо отношении.
Аналогия
♦ Analogie
Тождество отношений (например, в математике: a/b = c/d) или функциональная либо позиционная равнозначность (основанная не на равенстве членов, а на месте члена в множестве или выполняемой им функции). Так, когда Платон пишет, что бытие по отношению к становлению есть то же, что ум по отношению к мнению; когда Эпикур сравнивает атомы с буквами алфавита; когда Мен де Биран (***) утверждает, что «Бог для человеческой души является тем же, чем душа является для тела», все они прибегают к аналогии. В философии аналогия часто служит способом осмысления того, что не поддается осмыслению или, по меньшей мере, попыткой такого осмысления. Обойтись без аналогии трудно, довольствоваться же ею нельзя.
Отличное определение аналогии дает Кант: «Познание по аналогии не означает, как обычно понимают это слово, несовершенного сходства двух вещей, а означает совершенное сходство двух отношений между совершенно не сходными вещами» («Пролегомены», § 58). Но главная его заслуга в том, что он разделяет математическую и философскую аналогию. Первая выражает «равенство двух отношений величины», так что если даны три члена (12/3 = 8/х), то тем самым дан и четвертый (следовательно, аналогия носит характер определителя). Напротив, в философии, а также в физике «аналогия есть равенство двух не количественных, а качественных отношений, в котором я по трем данным члена могу познать и вывести a priori только отношение к четвертому члену, а не самый этот четвертый член» («Критика чистого разума», «Аналитика основоположений», глава вторая, раздел третий). Аналогии опыта, являющиеся a priori принципами рассудка, соответствующими категориям отношения, имеют значение лишь в качестве регулятора. На их основе нельзя узнать, что собой представляет четвертый член (вот почему невозможно заниматься физикой a priori), однако имеется «правило, по которому могу искать его в опыте» (поэтому в физике как науке обязательно присутствует некоторая доля априорного знания). Всего аналогий насчитывается три, и они соответствуют трем временным модальностям – постоянству, последовательности и одновременности, а также трем категориям отношения – принципу постоянства субстанции; временно?й последовательности, подчиняющейся закону каузальности; наконец, принципу взаимодействия. Эти аналогии имеют значение только для опыта, который и становится возможным благодаря тому, что они создают «представление о необходимой связи ощущений». Но заменить опыт аналогии не могут.
В метафизике аналогия тем более не может служить доказательством. Разумеется, мне ничего не стоит представить себе вселенную в виде часов, которые заводит Бог-часовщик, но эта аналогия отнюдь не доказывает, что Бог существует, и ничего не говорит о том, что же такое Бог (И. Кант «Религия в пределах только разума», часть вторая, раздел первый, примечание). Осмыслить идею Бога можно только по аналогии (Бог-ремесленник, Бог-Всевышний, Бог-Отец и т. д.). Это осуждает нас на антропоморфизм, от которого не свободен даже атеист (чтобы не верить в Бога, приходится волей-неволей допустить его идею). Но, поясняет Кант, этот антропоморфизм должен быть символическим, а не догматическим, позволяя говорить о том, что такое Бог в нашем понимании, но не о том, что такое Бог в себе и существует ли он вообще («Пролегомены…», § 57).
***
Мари Франсуа Пьер Мен де Биран (1766–1824) – французский философ-идеалист и политический деятель, роялист. Выступил с критикой сенсуализма и обоснованием психологии самонаблюдения; развивал идеи христианской метафизики.
, -и, ж.
Сходство, подобие в каком-н. отношении явлений, предметов, понятий.
* Провести аналогию. *
|| прил. аналогический, -ая, -ое и аналогичный, -ая, -ое.
* Аналогический метод. Аналогичный случай. *
, т. е. важный фактор в развитии и организации языка. Значительная часть изменений яз. происходит по А.: сходство между фактами в одних отношениях влечет за собою уподобление их в других отношениях. Сюда относятся м. пр. т. н. нефонетические изменения звуков. Так, в великорусском некогда в словах на березе, идете под ударением звучало е в то время, как в словах берёза, идём было о (буква ё обозначает звук о после мягких), а затем по А. с этими формами и теми словами, в которых ударяемый гласный звук при склонении или спряжении но изменялся (напр. погода – погоде, стоим – стоите) е заменилось звуком о. А-ей вызываются и изменения в грамматическом строе яз. и возникновение новых грамматических категорий. А. способствует не только появлению изменений в яз., но и их упорядочению; А – и гл. обр. обязан яз. и закономерностью грамматического строя и устойчивостью, т. к. закономерность и выдержанная система грамматических и др. фактов создается и поддерживается гл. обр. А.-ей.
1. Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные.
2. Сходство между предметами, явлениями, понятиями и т.п. в каком-либо отношении.
♦ (ENG analogy)
(греч. analogos - соразмерный)
использование подобия или соразмерности, для того чтобы связать известную вещь с вещью неизвестной. Аквинат использовал аналогию для того, чтобы показать, что одни и те же качества могут быть приписаны Богу (к-рый бесконечен) и людям (к-рые конечны).
Syn: см. параллель
АНАЛОГИЯ, и, ж. (книжн.). Сходство в какомн. отношении между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чемн.