анархизм, анархизма, мн. нет, муж.
1. Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско-ленинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, как единственном пути к уничтожению классов и отмиранию государства. Анархизм является контрреволюционной силой, ведущей борьбу против Советского Союза и предающей революционную борьбу рабочего класса капиталистических стран.
2. Непризнание власти и авторитета, своеволие (разг.).
(от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).
АНАРХИЗМ, а, м. Общественно-политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу.
| прил. анархический, ая, ое.
— см. Социалистические партии и Штирнер. 29 июля 1900 г. убит анархистом король итальянский Гумберт, 6 сент. 1901 г. — президент Соед. Шт. Мак-Кинлей. Это последнее убийство дало повод к проведению в Соед. Штатах закона против анархистов, карающего смертной казнью не только убийство, но и покушение на убийство министров, посланников и т. д. Специальные законы, вызванные анархистскими покушениями и прямо или косвенно направленные против анархистов, существуют и в других странах. Законы, карающие за хранение с преступными целями и употребление взрывчатых веществ, существуют в след. странах (в порядке проведения): Великобритании — 1883 г., Германии ("динамитный закон") — 1884 г., Австрии — 1885 г., Бельгии — 1886 г., Франции — 1893 г., Швейцарии — 1894 г., Испании — 1894 г., Италии — 1894 г. Законы, карающие за преступления анархического характера путем слова, устного или печатного, организации союзов, устройства собраний и т. д.: Дания — 1886 г., Бельгия — 1893 г. ("Loi portant r é pression de la provocation а commettre des crim es ou des dé lits"); Франция — закон 12 дек. 1893 г., изменяющий закон о печати 1881 г. включением в него кар за подстрекательство путем печати к совершению преступлений; 18 дек. 1893 г., карающий за вступление в преступные сообщества; 28 июля 1894 г. — преследующий анархические интриги (единственный из существующих законов, прямо и открыто направленный против анархистов); 19 июля 1904 г. сразу три закона: 1) вышеупомянутый закон о взрывчатых веществах; 2) закон, карающий за подстрекательство путем печати к совершению преступлений и за прославление их; 3) закон об усилении мер охраны общественной безопасности (последний — лишь временный, уже в 1895 г. потерявший силу, но возобновленный в измененном виде в 1898 г. и вновь потерявший силу в 1899 г.). Проект закона против анархистов, предложенный после убиения Гумберта итальянским правительством, парламентом был отвергнут. В настоящее время существует около сотни периодических изданий анархистского направления, но все это маленькие листки, не имеющие сколько-нибудь значительного распространения: в Бельгии "L'Eniancipation" (Брюссель), "Le R é veil des Travailleurs" (Люттих), в Германии — "Neues Leben" и "Der arme Teufel" (Берлин), в Англии — "Freedom", "Arbeiterfreund" (на еврейском жаргоне), "La gr ève géné rale" (все в Лондоне), во Франции — "Les Temps Nouveaux", в Голландии, Италии, Испании, Норвегии, Сев. Америке; особенно много в Южн. Америке.
См. Plechanow, "A. und Sozialismus" (Б., 1894). Lombroso, "Die Anarchisten" (нем. перев., Гамб., 1895); Bernatzik, "Der A." (в "Jahrbuch f ü r Gesetzgebung, Verwaltung u. Volkswirtschaft", Лпц., 1895); Reichesberg, "Sozialismus und А." (Берн, 1895); Elzbacher, "Der Anarchismus".
В. В—в.
(от греч. anarchia - безначалие, безвластие)
теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающей, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов, положений.
(от греч. anarchia - безначалие, безвластие)
теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов, положений.
Анархизм
♦ Anarchisme
Учение тех из анархистов, которые придерживаются какого-либо учения, например Прудона, Бакунина или Кропоткина. Анархизм всегда провозглашает уничтожение государства, почти всегда – уничтожение религии («Ни Бог, ни царь»), наконец, очень часто – уничтожение частной собственности. Поэтому анархизм является левым течением. Впрочем, бывают и правые анархисты (некоторые из них провозглашают себя сторонниками индивидуализма Штирнера (***)), и даже анархо-капиталисты (так, в США существует движение ультралибералов, являющее собой экстремистскую форму либерализма). Разделять идеи анархизма означает превыше всего на свете ставить свободу. Но разве может быть свобода без силы, без принуждения, без установленного и поддерживаемого порядка? Разве может свобода заменить право, равенство и справедливость? Анархия могла бы быть идеальным строем для ангелов, что заставляет заподозрить ее сторонников либо в глупости («Тот, кто пытается подражать ангелам, быстро превращается в зверя», – говорит Паскаль), либо в наивности.
***
Макс Штирнер (1806–1856) – немецкий философ-младогегельянец, выразитель идей последовательного эгоцентризма и индивидуализма, считающего единственной реальностью «Я».
(от греч. anarhia безвластие)
общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.
обществ.-полит. течение, проповедующее полное безвластие и абсолютную свободу личности. Под сильным влиянием А. в 1870-х находилась часть ур. рев. народников. Они пропагандировали, что "не нужно платить подати, иметь священство, начальство и царя", одобряли индивидуальный террор (И.А.Любимов в пос.Кыновского з-да в 1876, А.А.Бовбельский в Перми и Кунгуре в 1878, нек-рые члены Перм.-Мотовилихинского кружка 1880-1883 и др.). В 1905 группы анархистов объявились в Екат., Перми, Уфе, Вятке, Оренб., Челяб. и др. гг. и пос. Они состояли в осн. из интеллигенции и учащейся молодежи. Осенью 1905 развернулось анархо-синдикалистское движение по захвату з-дов. На Перм. пушечном (Мотовилихинском), Добрянском, Чермозском, Воткинском, Кусинском, Белорецком и др. з-дах раб. изгнали адм. и взяли управление предприятиями в свои руки. В 1906-07 действовали группы: анархистов-коммунистов - в Екат., Уфе, Сарапуле и Ижевске; анархистов-террористов-индивидуалистов - в Мотовилихе; анархистов-террористов - в пос. Александровского з-да в Соликамском у. Перм. губ. и др. Большой размах получили партизанские действия боевых дружин анархистского типа - так наз. "лесных братьев" (А.М.Лобова - в р-не Перми, затем в Верхотурском у., А.А. и А.И.Давыдовых - в р-не Александровского зав. и Луньевских каменноугольных копей; В.Гусева - в р-не Екат. и др.); в Сарапуле и Ижевске действовал Летучий боевой отряд анархистов-коммунистов. Они проводили экспроприации и террористические акты. Поражение рев. вызвало среди анархистов разброд и разложение, их экспроприации вырождаются в обыкновенный бандитизм.
После Февр. рев. 1917 в гг. и з-дских пос. У. появились группы анархистов-коммунистов и анархистов-синдикалистов, к-рые вели пропаганду, издавали свои газ. и лит-ру. В окт. 1917 анархисты поддержали переход власти к Советам, сотрудничали с ними. Неподчинение сов. органам, самовольные "экспроприации" - грабежи заставили сов. власть к весне 1918 разоружить анархистов и близких к ним максималистов. С нач. гражд. войны ч. анархистов выступила на стороне сов. власти. Анархисты Екат. отправили на фр. отряд из 37 человек с 5 пулеметами, их лидер П.И.Жебенев возглавил командование несколькими красногвардейскими отр. на Екат.-Челяб. направлении, затем командовал бригадой Кр. Арм., вступил в РКП(б). Ч. анархистов приняла участие в антибольшевистских мятежах, воевала в составе белогвардейских формирований. После гражд. войны остатки ур. анархистских групп вступили во "Всерос. секцию анархистов-универсалистов", однако бездействовали. В 1921 отзвуки А. проявились в выступлениях "раб. оппозиции", придерживавшейся анархо-синдикалистских взглядов. В нач. 1920-х А. на У. прекратил существование.
Лит.: Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России, 1917-1920. М., 1968; Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969; Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974; Нарский И.В. Русская провинциальная партийность. Челябинск, 1995.
Гаврилов Д.В.
политическое и этическое учение, сочетающее идеи социального равенства и абсолютной личной свободы.
Парадоксальным образом анархисты, отрицающие всякую приверженность к традиции, любят искать себе родословную и называют своими предшественниками самые далекие движения, от даосов на Востоке до киников на Западе. Однако настоящими родоначальниками А. следует считать Михаила Бакунина и его соратников по Первому Интернационалу. Именно они в полемике с марксизмом, революционным национализмом и буржуазным либерализмом сформировали основы своего коллективистского и при этом глубоко индивидуалистического движения. За более чем 150 лет А. значительно эволюционировал, а его идеи были успешно заимствованы большевизмом,контркультурой и зелеными. Комплекс причин, который обусловил удивительную живучесть и настолько же фатальную неудачливость анархистов, лежит в том, что, в отличие от марксизма и национализма(фашизма), их идеология абсолютно отрицает компромисс с властью или капиталом.
Принципиальная антисистемность А. граничит с сектантством. Так, например, российский исследователь А. Михаил Шубин, полагает, что в Испании в конце XIX — начале XX века это, вопреки распространенному мнению, аскетическое (трезвенническое и вегетарианское) движение выполняло функцию протестантизма в не прошедшей антиклерикального освобождения фундаменталистской христианской стране. Лидеры анархистов демонстрировали отречение от мирских благ и почти религиозную веру, основой которой было практическое деяние, направленное на благо как всех трудящихся, так и отдельной личности. Самый известный испанский террорист Бонавентура Дурутти, согласно легенде, заявлял, что у него нет никакой собственности, которую он бы не отдал товарищам по первому же требованию, кроме персонального револьвера. В своей суровой аскезе и жестокой праведности анархисты были учениками Петра Кропоткина, который на примерах из жизни животных и людей доказывал биологически обусловленную моральность человека, искаженную властными отношениями, государством и собственностью. Так, ортодоксальный А. утверждает, что лишение эксплуататоров и чиновников собственности и власти есть благодеяние в первую очередь для них самих. Лишившись возможности эксплуатировать и угнетать людей, они сойдут с чуждого человеческой натуре пути. Именно такие идеи вдохновляли бомбистов первой русской революции 1905 года на насильственные действия против классово чуждых элементов.
В странах с сильной протестантской составляющей в национальной культуре (США) или переживших радикальное освобождение от гнета церкви (Франция), анархисты, в отличие от Испании, шокировали общественное мнение своим феминизмом и терпимостью к гомосексуализму. Иберийские наследники Кропоткина, напротив, практиковали убийства гомосексуалистов как людей, бросающих вызов природной нормальности, и буржуазных разложенцев.
Пережив ряд революционных экспериментов, закончившихся сокрушительным поражением (Гуляй-польская республика Нестора Махно, испанская революция, боливийская революция в 1950-х годах), А., казалось, должен был сойти на нет. Однако движение «новых левых» извлекло на свет божий старые добрые лозунги. Пережив пик возрождения в середине 1970-х годов, А. продолжал тлеть в тени контркультурных проектов и маломощных федераций до появления антиглобализма (альтермондиализма). «Классические» анархисты тут же заняли самую радикальную нишу в движении. Так называемый «черный блок» в демонстрациях европейских антиглобалистов и одноименная американская коалиция ультрарадикалов в основном состоят из наследников Бакунина, Кропоткина и Сары Голдман. Более умеренные борцы за налог Тоббина (АТТАС) и экологи находят вдохновение для уличных драк с полицией и радикальными союзниками из «черного блока » в произведениях анархистов прошлого, экономистов-кейнсианцев, либералов XVIII века и публицистике троцкиста Джорджа Оруэлла. Сейчас можно утверждать, что после краха социализма идея анархии с ее моральным, а не историческим, как в марксизме, обоснованием революции обречена на стабильное существование или, по крайней мере, на очень медленное умирание. Да и полуторавековая история А. доказывает, что в разных формах он будет существовать до тех пор, пока есть государство.
В России и СНГ А., после большой сталинской прополки и работы прочих «садовников», расцвел вновь во времена Горбачева. Первые, еще общесоюзные объединения КАС (Конфедерация анархо-синдикалистов) и АДА (Ассоциация движений анархистов), насчитывавшие тысячи сторонников чуть ли не в сотне городов СССР (по данным адресной книги входившей в АДА Инициативы революционных анархистов), по большей части распались уже к середине 1990-х годов. Самым крупным на данный момент является «Автономное действие», имеющее представительства в основных регионах России, на Украине и Армении, а также союзников в соседней Белоруссии, где анархисты немногим уступают в популярности большинству оппозиционных партий. Сплочению постсоветских анархистов способствовали и репрессии: «краснодарское дело» (попытка покушения на губернатора края) и «дело Новой революционной армии». Если власть действительно стремилась запугать наследников Махно, то эффект достигнут обратный. Впрочем, в СНГ А. выступает не как реальная политическая сила, а как нонконформистский способ жизни, приобщение к которому происходит через принятие некоего набора культурных ценностей. Не имея ясной программы действий, организации отечественных анархистов становятся кузницей кадров для групп коммунистических радикалов.
Различные арт-группы так или иначе апеллировали к ценностям анархии. На сегодня же наиболее близким к А. художественным и культурным проектом является сайт getto Олега Киреева, посвященный «анархо-ориентализму», тактическим медиа, оценке политической и культурной ситуации в условиях борьбы с глобализацией.
В. Задирака
СМ.: Антиглобализм, Зеленые, НБП.
* Петр Кропоткин (1842, Москва — 1921, Димитров Московской губ.). Князь, из семьи генерал-майора. Обучался в Пажеском корпусе, камер-паж Александра II. Отказавшись от придворной карьеры, стал казачьим офицером, исследовал Восточную Сибирь и Дальний Восток. В 1867 году выходит в отставку и служит чиновником в Статистическом комитете, параллельно изучает математику в Петербургском университете. В 1872 году, во время поездки в Швейцарию, вступил в Первый Интернационал. По возвращении в Россию занялся пропагандой среди рабочих. В 1874 году первый раз арестован. В 1876 году бежал из-под стражи в военном госпитале и эмигрировал. За рубежом становится самым авторитетным теоретиком анархизма. Кроме собственно политических работ, пишет и издает труды по биологии,географии, геологии, этике, социологии и истории. Пытается подвести под этическую доктрину анархизма научную базу: взаимопомощь и солидарность органически свойственны живым существам, и анархия просто раскроет благое начало в человеке. В эмиграции регулярно подвергался преследованиям за свои убеждения. В Россию вернулся в 1917 году после Февральской революции. Октябрьский переворот в целом принял, но с 1918 года оппонировал Советам, критиковал большевиков за политику террора, отстаивал права свободной прессы, неоднократно встречался с Лениным, чтобы склонить последнего к смягчению репрессий и добиться освобождения своих последователей из тюрем. Когда Кропоткин скончался, большевики согласились выпустить анархистов на волю... под честное слово, на один день, на похороны.
Михаил Бакунин (1814, село Премухино Тверской губ. — 1876, Берн, Швейцария). По образованию артиллерист. Член кружка Станкевича, друг Белинского. В 1840 году отправляется за границу. Сближается с Прудоном, принимает участие в европейской революции 1848-1849 годов,руководитель Дрезденского восстания. В 1850 году приговорен к смертной казни,замененной пожизненным заключением, в 1851 году выдан российским властям. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, в 1857 году отправлен в Сибирь, откуда бежал. Через Японию и Америку добрался до Лондона. Примкнул к Интернационалу, поссорился с Марксом и до конца дней полемизировал с марксизмом. От радикального демократа эволюционировал в сторону анархизма,создал теорию безгосударственного социализма. Исповедовал демократический панславизм, активно выступал в защиту права на самоопределение малых славянских наций. Оказал влияние на формирование народнического движения. *