анахронизм, анахронизма, муж. (от греч. ana - назад и chronos - время) (книж.).
1. Ошибочное приурочение события одной эпохи к другой, нарушение хронологического правдоподобия (ист.). Упоминание о пушках в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" является анахронизмом.
2. Явление или понятие отжившее, устаревшее, не соответствующее условиям современности; пережиток.
(от греч. anachronismos, от аnа — обратно, назад, против и chronos — время)
1) ошибка против летоисчисления (хронологии), отнесение к.-л. события, явления к др. времени (проблема, поставленная в свое время И. Ньютоном против хронологии Скалигера и в наше время акад. А. Т. Фоменко с сотрудниками по пересмотру хронологии и истории России и Западной Европы);
2) ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой;
3) в переносном смысле — пережиток старины, устаревшие, отжившие взгляды, обычаи, суждения, противоречащие современным воззрениям.
Вид речевой ошибки, основанной на употреблении слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе: Хлестаков получал маленькую зарплату (вм. жалованье). В речи учащихся художественно не мотивированный анахронизм разрушает одно из коммуникативных качеств речи – ее контекстуальную уместность. В художественной речи, наоборот, анахронизм может использоваться как стилистический прием.
(от греч. ana — вверх, против; chronos — время) — неосознанные или намеренные неточности (бытовые, культурно-исторические, временные и пр.) при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени.
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Асс: историзм литературы, исторические жанры
Пример: Такие реалии, как "архивариус", "жалобная книга", "личный секретарь", или выражения типа "эпидемия", "государственная система", "стратег и тактик", "Здорово, ребята!" и т.д. в сказке Е. Шварца "Дракон", повествующей о поединке рыцаря Ланселота с Драконом;
бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме, в "Юлии Цезаре" Шекспира.
* "Анахронизмы неизбежны в произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого писатель невольно (или сознательно — Н.Р.) переносит на него черты своего времени. В широком понимании... анахронизмы связаны с проблемой историзма в художественном творчестве. Показательным примером такого анахронизма может служить образ Пимена в "Борисе Годунове" Пушкина. В. Белинский назвал Пимена "прекрасной поэтической ложью" на том основании, что "ни русскому, но и никакому европейскому отшельнику-летописцу не могли прийти в голову подобные мысли...". Смелое совмещение разных временных планов очень часто встречается в современной драматургии (Б. Брехт, Е. Шварц). Анахронизм становится важным стилистическим средством" (А.Л. Гришунин). *
(от греч. ana- - обратно, против и chronos - время),
АНАХРОНИЗМ, а, м. (книжн.).
1. Пережиток старины.
2. Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением, изображением чегон.
| прил. анахронический, ая, ое.
(греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени. Так, у Шекспира в его "Юлии Цезаре" башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем "Пикколомини" говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVI I I столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., "Энеида" Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.