(Angelus custos), согласно традиционному учению Церкви — ангел, которому Бог поручил охранять конкретного человека и помогать ему. В ВЗ нет термина А.-х., но есть свидетельства о вере в охраняющих духов. В НЗ народная вера в А.-х. засвидетельствована в Деяниях апостолов (Деян 12, 15) и подтверждается словами Иисуса Христа (Мф 18, 10).
Данные древней христ. письменности свидетельствуют об отсутствии четкого учения об А.-х. В Пастыре Ерма утверждается, что А.-х. есть у каждого человека. Амвросий Медиоланский считал, что у праведника отнимается А.-х., чтобы тот самостоятельно боролся со злом и достигал бóльшей славы. По мнению Иеронима и Василия Великого, грех отгоняет от христианина его А.-х. Учение об А.-х. развивал Гонорий Августодунский, утверждавший, что каждая душа препоручается своему А.-х. в момент ее соединения с телом. Согласно Фоме Аквинскому, только ангелы низшего порядка исполняют эту функцию; Дунс Скот считал, что она может быть доверена представителю любого ангельского чина.
В IX в. все А.-х. почитались в день празднования архангела Михаила — 29 сентября. Самостоятельное празднование А.-х. в лат. обряде появилось в Португалии в 1513; в 1608 Папа Павел V утвердил в честь А.-х. отдельный праздник, в 1670 Папа Климент X ввел его празднование 2 октября.
Лит-ра: Duhr J. Anges gardiens // DSp 1, 586–598; Wilmart A. PriПres И l’Ange Gardien // Auteurs spirituels et textes dОvots du Moyen-еge latin. P., 1932, p. 537–558; RОgamey R.P. Les anges. P., 1946; Fallon T.L. // NCE 1, 516–519.
П. Сахаров
ангел, приставляемый Богом к каждому человеку при крещении, охраняющий его, помогающий в добрых делах, а по смерти - отводящий душу в загробный мир.
♦ (ENG guardian angel)
ангел, к-рый, как верят нек-рые люди, приставляется согласно Новому Завету к человеку, с тем чтобы его охранять и оберегать (Мф. 8:10 и Деян. 12:15).