антиминс, антиминса, муж. (от греч. anti - вместо и лат. mensa - стол, букв. вместопрестолие) (церк.). Изображение на материи погребения Христа - необходимый предмет для совершения евхаристии.
(антимисий).
Четырехугольный льняной или шелковый плат, изображающий положение Христа во гроб; А., без которого не совершается таинство евхаристии, находится в православной церкви на престоле и нередко указывает на время ее возведения, так как передается в храм при его освящении.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(от греч. «вместопрестолье»)
четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей и изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение. Антиминс помазуется святым миром и разворачивается только в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне. Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Более того, по своему значению антиминс равен престолу. При освящении храма один или несколько антиминсов возлагаются на престол и освящаются вместе с ним. При этом в молитве на освящение престола антиминсы названы жертвенниками, на которых должна совершаться бескровная жертва Евхаристии. Таким образом, в сознании Церкви отождествляются неподвижный престол в алтаре храма и подвижные антиминсы. Это отождествление возникло в древности, когда, в связи с гонениями на христиан, появились переносные престолы-антиминсы, куда полагали мощи святых мучеников.
(греч. - вместопрестолие) - шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и с зашитыми в особый кармашек частицами святых мощей. Освящается архиереем. Находится на престоле под Евангелием, завернутый в пелену, нaзываемую илитоном. Раскрывается во время литургии для совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
(греч. - вместо и лат. престол) - плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII - IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
(в переводе с греческого означает «вместо престола»)
платок с зашитыми в него частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящает архиерей особым чином. Обычно он имеет четырехугольную форму, а шьют его из шелка или льняной ткани. На антиминсе имеются изображения положения в гроб Господа Иисуса Христа после того, как Он был снят с креста, и всех четырех евангелистов. Пока идет литургия, антиминс лежит на престоле. Когда священнодействие заканчивается, его заворачивают в илитон. Современный антиминс появился в результате раннехристианского обычая совершать литургию на могилах или гробницах святых мучеников. Позднее число храмов увеличилось, а в престол каждого из них стали вкладывать частички мощей. Затем – в VIII–IX веках – появился обычай вшивать частицы мощей в материю и полагать ее поверх престола.
♦ (ENG corporal)
(лат. corporate - принадлежащее телу)
двадцатидюймовый квадратный кусок белой ткани, к-рым покрывается алтарь в римско-католических церквях и на к-рый ставят для освящения предметы и сосуды, предназначенные для совершения таинства евхаристии.
(αντιμίσιον) — "вместопрестолие". Это — четырехугольный, из льняной или шелковой материи плат, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещается изображение четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. А., как и престол, освящается архиереем. Он кладется на престол под евангелием, завернутый в особую пелену, называемую "плитоном". На нем совершается освящение св. Даров. В России на Московском соборе 1675 г. установлено на каждом престоле, хотя бы освященном архиереем, иметь антиминс.