(Antioch)
1. Сирийские войны
Место сражения 244 до Р. X. между сирийцами под командованием Селевка Каллиника и египтянами под командованием Птолемея Эвергета. Селевк отступил и был вынужден укрыться за стенами Антиохии.
См. Рафия.
2. 1-й крестовый поход
Город был осажден 21 окт. 1097 крестоносцами под командованием Готфрида Бульонского, сарацинский гарнизон возглавлял Багасиан. Осада велась неумело, в лагере христиан продовольствие и боеприпасы были на исходе, когда 3 июня 1098 город был взят хитростью. Крестоносцы устроили в городе резню, истребив 10 000 чел. 28 июня того же года они были атакованы вблизи Антиохии сарацинской армией под командованием Кирбоги. Кирбога сконцентрировал удар против одного крыла христиан и оттеснил его, но затем был сам 32 атакован основными силами крестоносцев и бежал, понеся большие потери.
См. Иерусалим3, Аскалон.
(противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р. Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща — Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1 Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например, св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем, по крайней мере, пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117 000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии задолго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.
(греч. Antiocheia)
на Оронте (ныне Антакия) - город, основанный Селевком I Никатором в 300 г. до н.э. после битвы при Ипсе в честь своего отца Антиоха. Столица гос-ва Селевкидов по своему богатству и блеску сравнивалась с Александрией, Римом и Византией. В римское время (с 64 г. до н.э.) А. - резиденция наместников Сирии, позднее - одна из резиденций императоров. Особое значение имела как город христианства. Здесь впервые появился термин «христиане», проповедовали апостолы Павел и Петр. В 540 г. А. была завоевана царем Сасанидов Хосроем I. Название «Антиохия» носили также 6 городов в Малой Азии, город в Сев. Парфии (нынешний Мерв), гавань в Индии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
эллинистический город на р. Оронт (Сирия), заложенный царем Селевком I в 300 до н. э.; распланирован по системе Гипподама. Один из гл. эконом., культ., худож. центров Бл. Востока, с многочисл. храмами, термами, б-кой, ипподромом, от к-рых остались лишь нижние ряды кладок стен. Знаменита великолепными мозаиками, украшавшими полы жилых и обществ, сооружений.
Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985, 27 - 30; /24,138-142.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Анти’охия (Деян.6:5 ; Деян.11:19,20,22,26,27; Деян.13:1 ; Деян.14:26 ; Деян.15:22,23,30,35; Деян.18:22 ; Гал.2:11 ; 2Тим.3:11) — город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 ·г. ·до-РХ Селевком Никатором и названный в честь его отца Антиоха (в Сирии и Малой Азии насчитывается до 16 городов с этим названием). Во время Селевкидов был столицей Сирийского царства (до 64 ·г. ·до-РХ). Во время римского владычества Антиохия стала третьим городом в империи после Рима и Александрии, ее называли царицей востока. Оживленная торговля, ремесла, школы и целый комплекс красивых языческих храмов делали ее пересечением путей очень многих людей. Отсюда ·ап. Павел начинал все свои миссионерские путешествия. Здесь ученики Христа впервые стали называться Христианами. Здесь жили Игнатий и Иоанн Златоуст. Антиохия в течение веков много раз подвергалась нашествиям, грабежам, пожарам и, наконец, в 1822 ·г. была почти полностью разрушена землетрясением. (см. тж Сирия)
А. Столица Сирии
1. Важные события христианской истории, произошедшие в Антиохии
♦ первая церковь из язычников основана там:
Деян 11:19-21
♦ Варнава послан туда:
Деян 11:22-24
♦ Варнава привел Павла туда:
Деян 11:25,26
♦ ученики впервые стали называться христианами там:
Деян 11:26
♦ Агав пророчествовал там:
Деян 11:27
♦ конфликт между Петром и Павлом там:
Гал 2:11-14
♦ отправлены делегаты на совещание в Иерусалим оттуда:
Деян 15:1-3
♦ отправленные вручили письмо для церкви по прибытии назад:
Деян 15:22-31
2. Антиохия как миссионерская церковь
♦ Варнава и Павел посланы церковью:
Деян 13:1-3
♦ по возвращении Варнава и Павел рассказали о своем cлужении:
Деян 14:26,27
♦ второе путешествие Павла началось оттуда:
Деян 15:35-40
♦ Павел вернулся туда после второго путешествия:
Деян 18:22
♦ третье путешествие Павла началось там:
Деян 18:23
Б. Важный город в Писидии
♦ Павел проповедовал там:
Деян 13:14-48
♦ слово распространялось оттуда по всей стране:
Деян 13:49
♦ Иудеи, жившие в Антиохии, изгнали Павла из города:
Деян 13:50,51
♦ краткое возвращение Павла туда:
Деян 14:21-23
♦ Павел вспоминает о гонениях, которым подвергся там:
2Тим 3:11
— ныне Антакиэ; некогда великолепная столица сирийского государства, а теперь бедный городок в Азиатской Турции. А. была основана первым сирийским царем Селевком Никатором (300 г. до Р. Х.), который и дал ей наименование в память своего отца, Антиоха. А., построенная на левом берегу Оронта, верстах в 10 от впадения этой реки в море, была окружена высокими стенами, которым неоднократно приходилось выдерживать приступы и осады. В 540 году персидский царь Хозрой Великий овладел городом, ограбил его и предал пламени; в VII стол. А. вместе со всею Сириею подпала под власть сарацин; в 940 г. отнята у них византийским императором Никифором, а по смерти его снова покорена сарацинами и в их руках оставалась до знаменитой осады крестоносцами, 1097 г. Несмотря на то, что армия последних, предводимая Готфридом Бульонским, доходила до 300 т. чел., а число защитников А. не превышало 27 т. — осада продолжалась более 9 месяцев, и город был взят лишь благодаря измене начальника одной из важнейших башен городской стены. Вслед за тем (1098) сами крестоносцы были осаждены в А. сарацинскою армиею, предводимою мосульским султаном Карабога. Решительная вылазка, произведенная всею христианскою армиею, увенчалась окончательным поражением сарацин. Затем А. оставалась под властью предводителей крестоносцев и их потомков до 1270 г., когда египетский султан Бибарс овладел городом и разрушил его до основания. Ныне А. только громадностью и великолепием своих развалин напоминает о былой славе.