антракт, антракта, муж. (франц. entràcte).
1. Перерыв, промежуток между актами пьесы, отделениями концерта. Длинные антракты. Антракт в 15 минут.
| Вообще перерыв, промежуток (разг.). За первым докладом последовал маленький антракт.
2. Музыкальное произведение, написанное для исполнения между двумя актами пьесы (муз.). Оркестром был исполнен антракт из оперы "Кармен".
Французское – entract (междудействие).
Слово появилось в русском языке в XVII в., а в словарях отмечается только с кониа XVIII в. как театральный термин со значением «перерыв между действиями (актами) спектакля или иного представления, а также музыкальная пьеса, исполняемая между актами».
В русском языке слово «антракт» заимствовано из французского как сочетание entre – «между» и acte – «действие».
Производное: антрактный.
(от фр. entre — между и acte — действие)
1. Перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта.
2. Название музыкального вступления к действиям спектакля (кроме первого).
, -а, м.
Перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта.
* Антракт закончился. *
(франц. entr'acte, от entre - между и acte - действие),..
АНТРАКТ, а, м.
1. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления, какогон. зрелища.
2. Небольшое музыкальное произведение для исполнения между двумя действиями оперы, пьесы. Музыкальный а.
| прил. антрактный, ая, ое.
— издавался в Москве в 1866—68 гг., еженедельно (1866, № 50; 1867, №№ 1—38; 1868, №№ 1—25). Издатели: Ив. Смирнов, Т. Рис, А. Пономарев. Редакторы: А. Н. Баженов, В. Родиславский. А. служил продолжением издания: "Театральные афиши и Антракт" (1864—65).
(Entre'acte) — так называется промежуток между действиями представляемой пьесы, имевший первоначальным своим назначением дать небольшой отдых как актеру, так и зрителю. Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали А., у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места А. были излишни и служили только для отдыха публики и артистов. В современной драме авторы пользуются А. для продления целых эпох (дни, месяцы, годы) в жизни действующих лиц: так, в начале пьесы молодые действующие лица — в конце ее становятся старыми. Вся жизнь действующего лица проходит на сцене. Некоторые авторы злоупотребляют А., назначая их в пьесе 10—12 и называя действие картинами. Часто происходит злоупотребление А., значительно увеличенными вследствие небрежности администрации театра и мешкотных перемен декораций или вследствие запаздывания действующих лиц, чаще актрис, слишком медленно меняющих свои туалеты. Лучшие драматические писатели (Кальдерон, Шекспир и др.) не знали ни актов, ни А-ов; прежде в А. делались различные анонсы (см. это сл.). В Италии в А. во время оперных представлений танцует балет. В Париже выходит "L'entracte", заменяющий наши афиши (см. это сл.), весьма известный театральный журнал. Обыкновенно в А-ах играет оркестр или даются дивертисменты (см. это сл.).