антропоморфизм, антропоморфизма, мн. нет, муж. (от греч. anthropos - человек и morphe - вид) (научн.).
1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению.
2. Представление божества в образе человека.
(греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.
☼ уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и растений; приписывание Богу или богам человеческого облика. А. возникает как первоначальная форма мировоззрения, присущая мифу и господствующая на ранних ступенях развития общества. Наивный А., присущий древнейшим религиям, был подвергнут критике еще Ксено-фаном: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми» (В 16). В ветхозаветных текстах и Коране говорится о лике Бога, Его очах, ушах, руках, Его восседании на престоле и т. п. В теистических доктринах об абсолютной духовности Бога все такие выражения были истолкованы как метафоры; попытки их буквального понимания были осуждены в патристическую эпоху, в связи с чем и возник термин «А.» (ср. араб, ташбих в традиции ислама); однако А. сохранялся в фольклорных представлениях христианских и исламских народов о Божестве. Более тонким видом А. является антропопатизм, или психический антропоморфизм, — приписывание Богу человеческих страстей и душевных состояний (гнев, жалость и т. п.). Антропоморфные образы широко употребляются в поэзии; они встречаются даже в научно-технической литературе (выражения типа машина «думает», «решает задачу» и т. п.).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Уподобление человеку, наделение животных, предметов, явлений природы, мифических существ человеческими свойствами и качествами. Явление А. используется в фольклоре, баснях, поэтических текстах.
(от греч. antropos — человек и morphё — вид, форма) — уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.
Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Род: персонификация
Пример:
"Все мое", — сказало злато;
"Все мое", — сказал булат.
"Все куплю", — сказало злато,
"Все возьму", — сказал булат.
А. Пушкин
Солнце в "Необычайном приключении..." В. Маяковского.
* "На антропоморфизме иногда строится целое произведение" (А.Ф. Головенченко). *
в рекламе метод представления товара, при котором ему придаются человеческие черты. Часто используется в случаях, когда индивидуальные свойства товара выделены слабо и товар мало отличается от конкурирующих с ним.
Антропоморфизм
♦ Anthropomorphisme
Стремление придать человеческие черты тому, что не является человеком, в частности животным или богам. Именно это и происходит в баснях и в религиях. «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, – пишет Вольтер, – мы сумели ответить ему тем же».
♦ (ENG anthropomorphism)
(от греч. anthrôpos -человек, morphë - форма)
наделение Бога человеческими чертами, такими, как глаза, руки или кисти рук. В А. используются аналогии и метафорический язык (см. Быт. 3:8; Пел. 17:16).
(от антропо... и греч. morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
АНТРОПОМОРФИЗМ, а, м. (спец.). Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека.
| прил. антропоморфический, ая, ое.
м.
Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных,
предметы, мифические существа.
— одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа или явления и силы природы человеческих образа и свойств. См. ст. Сравнительное изучение религий, Теротеизм, Тотемизм и Фетишизм.