апофеоз, апофеоза, муж. (греч. apotheosis - обожествление).
1. У древних - обряд воздавания божеских почестей герою, императору (ист.).
2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности (книж.).
3. Торжественная заключительная картина в некоторых театральных представлениях (театр.). Опера в пяти актах с апофеозом.
(от греч. apotheosis обожествление)
в древности церемония обожествления древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров. В театральном деле апофеозом называют заключительную торжественную массовую сцену спектакля или праздничной концертной программы. В переносном смысле - прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления.
(в сценическом произведении) — см. концовка.
, а, м.
Прославление, возвеличение чего-нибудь.
* ► - Проклятая жизнь! - проговорил он [Иван Дмитрич]. - И что самое обидное, ведь эта жизнь кончится не наградой за страдания, не апофеозом, а смертью. // Чехов. Палата № 6 // *
(гр. apotheosis — прославление, обожествление) — в операх и балетах, а также в крупных симфонических произведениях — заключительные сцены и эпизоды, прославляющие основную идею произведения. Образец апофеоза — заключительная сцена оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
(с греч. «обожествление») обычай культового почитания правителей и людей, отличившихся перед государством или городом. В первые века новой эры эта традиция стала распространятся и на простых умерших людей.
♦ (ENG apotheosis)
(греч. аро - завершение и theos - Бог)
прославление или обожествление кого-то как Бога либо при жизни, либо после смерти.
(от греч. apotheosis - обожествление),..
АПОФЕОЗ, а, м.
1. Прославление, возвеличение кого-чегон. (книжн.).
2. Торжественная заключительная массовая сцена нек-рых театральных представлений (спец.).
| прил. апофеозный, ая, ое.
(греч.) - обоготворение или возвеличение человека в божество. У греков это часто случалось в древние времена героического периода. Лиц, выдающихся своими подвигами, называли героями (полубогами) и после их смерти им приносили жертвы и устраивали празднества. Обыкновенно, подобные же почести устраивали предводителю или основателю колоний, причем собирались все жители возникшего на этом месте города. После Пелопонесской войны стали преклоняться перед военачальниками и вождями и им даже при жизни воздавали божеские почести. Так, в греческих государствах М. Азии в честь лакедемонского вождя Лизандра устроили празднества и приносили жертвы. Подобные же почести устраивались эллинами и варварами в честь Александра Великого, называвшего себя сыном Зевеса. Эта безнравственность, возникшая на Востоке, нашла себе последователей и в самой Греции среди т. н. диадохов; так, в Афинах в 307 г. Димитрий Полиоркет и его отец Антигон названы "спасителями", "божествами" и в честь их назначены особые жрецы. У римлян А. или, как они называли, Consecratio, встречается впервые при Юлии Цезаре, не считая мифического периода (Ромул, прославленный как Quirinus, необоготворенный человек, а вернее, бог, по сказанию обратившийся в человека). Юлию Цезарю еще при жизни оказывали божеские почести, а после смерти сенат решил причислить его имя "Divus Julius" к бессмертным богам. То же было сделано для Августа и для других императоров; почитание же их при жизни как богов совершалось только в провинции, но не в Риме.