29 марта 2024
450 тысяч слов
+46 за сегодня

Значения слова априори

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Правописание трудных наречий: Словарик школьника
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

априори

априори, нареч. (от лат. a - от и prior - предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, ант. апостериори. Судить о чем-нибудь априори.

Политическая наука: Словарь-справочник

априори

(от лат. apriori из предшествующего)

понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

априори

(от лат. a priori — предшествующий)

1) независимо от опыта, до опыта (противоположность — апостериори);

2) знание, предшествующее опыту и независимое от него, знание, изначально присущее сознанию. Априорным называется взгляд, положение, мнение и т. д., правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом;

3) в переносном смысле — заранее, предварительно.

Правописание трудных наречий: Словарик школьника

априори

  априори

  (не опираясь на изучение фактов).

  * Судить о чём-л. априори *

Энциклопедический словарь

априори

(от лат. apriori - из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Словарь Ожегова

априори

АПРИОРИ, нареч. (книжн.). Не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта; противоп. апостериори.

Словарь Ефремовой

априори
  1. нареч.
    1. Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп.: апостериори).
    2. Заранее, предварительно.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

априори

нареч. лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противопол. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом.

Большая Советская Энциклопедия

априори

(от лат. a priori, буквально ≈ из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин «А.» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины ≈ путём интеллектуальной интуиции , составляющей одну из главных «способностей души». За этой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражает, но и творит мир (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом сознании тех факторов, которые могут выступать как предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание А. отражали стремление выделить внутренний источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в системе Канта, в которой априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания. При этом, в отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта. Однако априоризм Канта, не говоря уже о его предшественниках, фактически разорвал два вида познания ≈ априорное и апостериорное (см. Апостериори ) и потому не дал удовлетворительного решения проблемы источника и форм мышления. В последующем развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут критике сам априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже противоположных направлениях, в зависимости от того, какой школой она проводилась. Диалектический материализм, принимая тезис об активности познания, развивая идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики . Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности; но при этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т. е. через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе.

Лит.: Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5.

В. А. Костеловский.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом априори

  • Таким образом, если психологическая интерпретация памяти и прошлого, игнорирующая любое априори, а точнее, признающая за таковое только индивидуальное бытие, явно недостаточна для наших целей, то трансцендентальная интерпретация, будучи взята феноменологически как метод и герменевтически как императив, вполне способна привести нас к искомому единству опыта и априори, которое есть, как уже можно догадаться, память прошлого.
  • Даже в опере Дебюсси стремился словно бы сбросить чары слова, совершить восхождение к тому смыслу, который априори не поддается словесному выражению, который выше всяких слов и потому тяготеет к онтологическому молчанию.
  • Итак, главной ее целью является попытка объяснить тот способ, каким понятия (категории) априори относятся к предметам, причем само слово «дедукция» обозначает у Канта не просто «выведение», но и «оправдание» (как у юристов) возможности априорного познания и правомерности применения категорий к опыту.
  • Чистый акт созерцания, продуктом которого априори являются, скорее не соединяет и синтезирует, но разъединяет и анализирует данные сознания, освобождая и выдвигая на первый план определенные структуры опыта.

Цитаты со словом априори

  • Очень умные люди не бывают злыми. Злость предполагает ограниченность и глупость априори.
    Франсуаза Саган
  • Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл.
    Жан-Поль Сартр
  • Очень умные люди не бывают злыми. Злость предполагает ограниченность и глупость априори.
    Франсуаза Саган