арабеск, арабеска, муж., и (чаще) арабеска, арабески, жен. (франц. arabesque).
1. Узорчатый орнамент из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур и т.п. (возникший в подражание арабскому стилю).
2. только мн. Собрание мелких произведений литературных, музыкальных. "Арабески" Гоголя. Музыкальные арабески.
, Арабеска
(ит. arabesco - арабский) - тип орнаментации, разработанный в средневековом искусстве народов Ближнего Востока. Для арабеска характерно сочетание геометрических форм с сильно стилизованными растительными элементами, частое пересечение и переплетение линий, прихотливая сложность деталей при общей ясной закономерности целого. В эпоху Возрождения и позднее арабеском назывались сложные, чаще всего симметричные по композиции орнаменты, в состав которых могли входить самые разнообразные мотивы, в том числе фигуры людей, животных, архитектурные сюжеты и т. п. В Екатерининском дворце Царского Села арх. Ч. Камерон создал арабесковую залу. Встречается также термин мореск, мореска - производное от фр. mauresque - мавританский, арапский.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
обществ. орг-ция, созданная в Перми с целью развития и пропаганды достижений хореографического иск-ва (1986). Орг-тор междунар. конкурса артистов балета "Арабеск", проводимого в Перми под эгидой ЮНЕСКО раз в два года. Учредитель пр. им. С.Дягилева, присуждаемой за выдающиеся достижения в обл. хореографии лучшим предст. иск-ва балета. Лауреатами пр. были Е.Максимова, В.Васильев (1990), В.Красовская (1992), Е.Димитров (1994). Устроитель телемоста "Пермь-Париж" с трансляцией на страны Европы и США, фестиваля телефильмов и телепрограмм "Телебалет-87", вечеров памяти С.Дягилева и М.Фокина. Изд. газ. "Рус. сезоны" (с 1988) и ж. "Пермский ежегодник. Хореография" (с 1995).
Субботин Е.П.
(франц. arabesque, букв. - арабский), одна из основных позиций классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). Видоизменяется при различных положениях опорной ноги, рук, головы, корпуса.
м.
Поза в классическом балетном танце, при которой одна нога поднята и отведена
назад.
(франц. arabesque от итал. arabesco ≈ арабский), одна из основных поз классического танца. Во время выполнения А. тело опирается на выпрямленную ногу, другая, также прямая, вытягивается назад вверх, одна рука вытянута вперёд, другая отведена в сторону или назад, корпус наклонен вперёд, спина вогнута, вытянутая нога и рука уравновешивают корпус. В современном балете встречаются разнообразные формы А.
Лит: Ваганова А., Основы классического балета, 4 изд., Л.≈М., 1963.