арпеджио (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa - арфа) (муз.).
1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим.
2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд, исполняемый указанным способом (разг.). Сыграть несколько арпеджий.
(ит. arpeggio — как на арфе) — исполнение звуков аккорда поочередно в восходящем или (очень редко) нисходящем порядке. При записи обозначается словом arpeggio или волнообразной вертикальной линией перед каждым аккордом со стрелкой, указывающей направление арпеджио.
(правильнее арпеджо) (итал. arpeggio, от arpa - арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах.
Арпеджиатура (от итал. arpa - арфа) - так называется исполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе, причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знак для А.
ставится перед аккордом; иногда употребляется также знак дуги: (. Арпеджированные аккорды называются также "ломаными", или разбитыми; с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке. Такие фигуры и суть так называемые басы Альберти (арфовые басы, арпеджированные басы, или, точнее, арпеджированный аккомпанемент в басу), носящие свое название от Доменико Альберти (знаменитого певца и виртуоза на клавесинах, жившего в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании), который особенно часто употреблял в своих композициях для клавесины такие расчлененные аккорды в виде фигур аккомпанемента. А. в более старинной фортепианной музыке, около 1700 г., применялись так часто, что целые пьесы написаны таким способом.