(греч. Artemidos) в греческой мифологии - богиня-покровительница животных и охоты, богиня Луны, позднее - покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц, дочь Зевса, сестра Аполлона. Изображалась Артемида в виде прекрасной девушки-охотницы с луком и колчаном, устремившейся за ланью быстрой и рогатой. У римлян Артемиде соответствовала Диана.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. Artemis, Artemidos)
в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра Аполлона. Ее почитали также в качестве покровительницы источников, рек, лугов и зверей (А. Браврония). В Аркадии А. известна как богиня музыки и танцев (А. Гимния); как богиня плодородия А. была популярна в Лаконике и Мессении. Наиболее древний культ А. в Элладе связан с принесением человеческих жертв (А. Тавропола). В Спарте существовал обычай бичевать мальчиков до крови перед алтарем А. Ортии - богини инициации. Римляне приравнивали А. к Диане. В переносном значении А. (Диана) являлась символом девичьей чистоты, иногда выступала в качестве синонима Луны.
Борисковская С.И. К вопросу о культе Артемиды в архаическом Коринфе // Культура античного мира. М., 1966. С. 39-46; Демина Н.А. Культ Артемиды Агротеры в Аттике // Античный мир и археология. Саратов. 1974. Вып. 2. С. 31-37.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческая богиня, возможно, еще доолимпийского происхождения; в сочинениях Гомера она - дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Ей, как и Аполлону, поклонялись на острове Делос, а ее наиболее известные святилища находились в Аттике и Эфесе. Артемида была девой-охотницей, жившей среди, дикой природы и животных (см. Актеон, Каллисто, Ипполит), и часто отождествлялась с Гекатой или Селеной - богиней Луны. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Своими стрелами богиня приносила естественную смерть, но также наказывала за отсутствие благочестия (см. Ниоба). Римляне называли ее Дианой. Поэтому ссылка в Новом Завете на храм Дианы в Эфесе, где появление св. Павла вызвало возмущение (Деян. 19), на самом деле ссылка на знаменитый храм Артемиды в Эфесе, одно из семи чудес древнего мира. Там находится прославленная многогрудая статуя богини - покровительницы деторождения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Артем’ида (Деян.19:24,27,28,34,35,37) — богиня луны и плодородия у греков (называется также Дианою), особенно пышно почитавшаяся в Малой Азии. Храм ее имени в Ефесе строился и украшался почти 200 лет (начиная с 550 ·г. ·до-РХ), имел длину около 140 м и ширину около 70 м и считался одним из «семи чудес света». Сожженный в 356 ·г. ·до-РХ безумным Геростратом, он был вскоре восстановлен малоазийскими греками с не меньшим великолепием. Службы в этом храме и продажа его изображений шли с большим успехом, чем и объясняется дикое возбуждение толпы, подстрекаемой Димитрием, серебряником. Храм был сожжен при Нероне и окончательно разрушен при Галлиене. (см. Ефес)
сестра Аполлона, целомудренная богиня-охотница, покровительница всех диких животных, плодородия. Она умела лечить, защищала супружество и деторождение, помогала роженицам (Илифия). Часто приравнивалась к богине луны - Селене. Как правило, изображалась в коротком хитоне, с колчаном за спиной и копьем в руке, в сопровождении лани.
Архаический период—охватывает период античной истории с VIII по VI века до н.э.
Артеми́да - в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты, покровительница дикой природы и девичьего целомудрия.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Происхождение имени неясно, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (Делос). А.проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ее сопровождает свора собак. Обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А.разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря, она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. А.потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А.и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко ее убить. Тогда А.в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А.унесла Ифигению с жертвенника (заменив ее ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. А.Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении. Перед А.и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами.
Святилища А.часто находились вблизи источников и болот (почитание А.Лимнатис — «болотной»), символизируя плодородие растительного божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А.многогрудой. А.через свою помощницу Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть. Однако классическая А. — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами. Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращенную в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. А.убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на нее, так же как и охотника Ориона. А.Эфесская — покровительница амазонок.
в греческой мифологии дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и живой природы. Также была богиней луны, часто отождествлялась с Селеной. Кроме этого считалась покровительницей супружества, к которой при родах взывали женщины. Часто изображалась в коротком хитоне, с колчаном за спиной и копьем в руке. Соответствует римской богине Диане.
в греческой мифологии дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты, покровительница лесов и диких животных, также богиня Луны.
в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана.
- греч. богиня, см. Диана.