высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах ок. сер. VII в. до н.э. коллегия архонтов состояла из девяти лиц. В V в. до н.э. утратили свое значение.
(греч. archon - начальник, правитель)
высшая, первоначально наследственная, затем пожизненная и, наконец, (в полисах Эллады архаического периода) выборная должность. В Афинах коллегия а. (архонтат) состояла из 9 человек. Ее ежегодно избирали из числа членов ареопага. Первый а. - эпоним, имел наивысшую судебную власть, его именем назывался год (афиняне долгое время вели летосчисление по а.). Второй а. - басилей, занимался религиозными делами, напр., организацией праздников, принесением жертв и др. Третий а. - полемарх, ведал военными делами в мирное время, во время войны становился военачальником. Остальные шесть а. - фесмофетов - были судьями в частных конфликтах. Со времен Клисфена, с 509 г. до н.э., архонтат стал почетным политическим органом в Афинах.
Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 204-205.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
представитель исполнительной власти в греческих государствах. В Византии - глава административно-территориальной единицы - архонтии. В более широком смысле - представитель знати, государственный служащий высокого ранга, чиновник, «начальник». Византийские историки и хронисты иногда именовали так не только своих, но и иноземных правителей.
(archon), высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах ок. сер. 7 в. до н. э. коллегия архонтов состояла из 9 лиц. В 5 в. до н. э. утратили значение.
м.
Высшее должностное лицо в городах-государствах Древней Греции.
- Так назывался в Афинах по прекращении династии Кодра (ум. 1068 до Р. Х.) верховный правитель республики. Он выбирался первоначально из рода Кодра по праву первородства и пожизненно. Новейшие изыскания, однако, доказывают, что аристократические роды (эвпатриды) только в 752 г. до Р. Х. уничтожили царскую власть и каждые 10 лет выбирали одного из рода Кодра, которого ставили во главе государства. В 712 г. все эвпатриды получили равные права на это высокое звание; в 683 г. власть этого первого лица в государстве была разделена между 9 сановниками, избираемыми на год; эти правители стали называться архонтами. Реформы Солона открыли доступ к высшим государственным должностям всем афинянам высшего податного класса без различия происхождения. Аристид сделал еще шаг вперед и в 477 г. предоставил доступ в архонты всем афинским гражданам независимо от их имущественного положения. Вероятно, с этого же времени выбор был заменен жребием; этот порядок продолжался до утверждения римского владычества, когда жребий был снова заменен выборами. Первый из 9 соправителей носил преимущественно название архонта, к которому присоединялось еще и другое - эпоним, потому что его именем назывался год во всех официальных документах. Он стоял в главе всей общественной жизни: председательствовал в совете и народном собрании, руководил решением дел как наследственных, так и вообще касающихся семейного права, он же руководил устройством празднеств Диониса. Второй А., носивший титул базилевса - царя, заведовал религиозными делами и в связи с этим вел обвинения против оскорбляющих религию и убийц. Третий назывался полемархом - полководцем и управлял войсками (со времени Клисфена к нему приставляли 10 стратегов). Позднее он заведовал устройством погребальных торжеств в честь павших воинов, а также судопроизводством в делах неграждан. Остальные 6 архонтов не имели особых верховных функций и носили общее название тесмотетов - законодателей, которое распространялось иногда и на всех архонтов. Они составляли как бы особую коллегию; в их руках было судопроизводство по всем делам, которые не состояли в формальном ведении других правителей. Функция всех А. в судопроизводстве со времен Перикла ограничивалась предварительным следствием и руководством процесса в суде, решение же постановлялось особыми судами. По своем избрании, А. подвергались двойному испытанию: перед советом (Βουλή) и перед собранием присяжных, ежегодно избираемых из народа, причем должны были прежде всего доказать, что их предки в 3 поколениях были афинскими гражданами; вместе с тем они давали присягу в добросовестном соблюдении государственных законов. По истечении срока службы они давали отчет в своей деятельности и в случае безупречности ее становились членами ареопага. Со времени утверждения римского владычества значение А. значительно пало, вместо них выдвинулся начальник города или первый стратег. Тем не менее, даже в эпоху совершенной потери Грецией политической самостоятельности звание А. было так уважаемо, что некоторые эллинофильские римские императоры охотно принимали его. Это звание мало-помалу исчезает в V в. по Р. Х. вместе с другими особенностями Афинской республики. В позднейшей Византийской империи, а также во время франкского владычества в Греции А. назывались крупные греческие помещики или бароны. У евреев в диаспоре (см. это сл.) имя А. имело различное значение. В Новом Завете оно употребляется для обозначения сановников в Палестине. Чаще всего этим именем называются члены синедриона. У гностиков А. назывались исходящие из мира эоны, поэтому одна из гностических сект называлась архонтиками.