(лат. atellana)
древнеримское народное представление, зачастую имевшее политическую направленность; свое название а. получила от города Ателла в Кампанье, где возникла.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(от назв. оскского г. Ателла)
небол. импровизационная пьеса, оказавшая значит, влияние на становление рим. комедии. Система образов А. нашла отчасти отражение в твор-ве Плавта. Содержание А. составляли эпизоды из повседн. быта. Простота сюжетов обусловливалась карикатурным характером четырех постоянных комед. масок: обжорливого дурака и неудачливого волокиты Макка, хвастуна и льстеца Буккона, скупого и глупого старика Паппа и ученого шарлатана, злого горбуна Доссена. Комич. эффект усиливался непритязательными и грубыми шутками, а также выпадами против отд. лиц и обществ, порядков. На рубеже II - I вв. А. получила лит. оформление в произв. Помпония и Новия и превратилась в комедийную пьесу, замыкавшую представления трагедий.
A. ставили вплоть до I в. н. э., когда она была запрещена, т. к. в ней иногда делались выпады даже против императоров. Представления А. и ее персонажи во мн. напоминали позднейшую итальянскую комедию дель арте и, возможно, были одним из ее источников.
И. У.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(лат. Atellana), вид народного импровизационного театра в Др. Риме с постоянными типами-масками. Воспринят итальянской комедией дель арте. В 1 в. до н. э. также литературный жанр.